Из-за войны курорт под Мариуполем лишился туристов и предприятий [ Редагувати ]
И еще одна история из зоны конфликта. Мы часто вспоминаем Донецк и Луганск. Но есть ведь еще и маленькие городки, где своя жизнь и своя правда. Куда гуманитарная помощь не доходит, где ласковое Азовское море рядом, но туристы приезжать конечно же перестали. Вот там по-настоящему выживают. Давайте посмотрим.
Некогда популярный азовский курорт Седово и по-прежнему для местных море - единственный кормилец. Отсюда до района ожесточенных боев каких-нибудь 20 минут на машине. Поэтому туристов нет уже второй сезон.
Сейчас мы мчимся к дальнему ставню и попытаемся разогнать бакланов. В данном случае они конкуренты за рыбу и, в буквальном смысле, могут съесть весь улов.
"Они тогда за 40 минут у нас тонну съели".
Это – тюлька. Самая мелкая промысловая рыба Азовского моря. Уже совсем скоро она может стать консервой или просто закуской к пиву.
Оптовики купят эту мелочь по 6 гривен за килограмм. Каждой рыбацкой семье достанется примерно по 150 гривен. Большого улова тут не видели давно. Крупный рыбхоз пришел в упадок. Изобилие Азовского моря - только в байках рыбаков.
"Толстолобик был вот такого размера. 10, а может и 15 килограмм".
"Во-первых, надо пополнять эти ресурсы. Ловить - ловят, а заниматься - никто не хочет заниматься. Ну, может власть другая поменяется, что-то будет".
Местное рыбацкое правило: в море ни слова не говорить о политике. Тут бесконечная ностальгия по тучным довоенным временам.
"Ну, со всей Украины ехали. Ну, закрыли. Все. И Крым же ездил сюда за рыбой, потому что там большие… И Винница и… Вся Украина ехала. Все консервные заводы. Все ехали сюда за рыбой. А сейчас - блокада. Не вывоза, не ввоза нет. А теперь они вообще говорят, чтоб все закрыть, чтоб никакого сообщения не было. Что делать - никто не знает. Хорошего мало".
Рыбаки уже возвращаются с уловом на берег, а курортный поселок Седово только просыпается.
Это - улица Комсомольская - одна из главных в поселке. Обычно в это время года здесь всюду снуют туристы. Сейчас же здесь и местных жителей мало. Те, что остались, пытаются завлечь отдыхающих вот такой уличной рекламой. "Номера с вай-фаем, кондиционером" и другими благами цивилизации. Что ж, мне нравится. Давайте попробуем снять номер.
Свободных комнат - сколько душе угодно. Пансионат пуст.
- Ну, как мы выживаем?! Туристы приезжают…ну, как туристы?! В основном беженцы. Горловка, Торез, Харцызск. Местные все. С той части Украины к нам сейчас не едут. Там Мариуполь и Урзуф - они туда едут.
"Работы в поселочке нет! Мы живем за счет отдыхающих. Если они есть, мы живет, если их нет - все плохо".
На центральном рынке продавцов больше, чем покупателей.
"Понимаете, сейчас какое положение в стране, поэтому запоздание с сезоном".
"Мне кажется, что в этом году мало отдыхающих будет, но все равно приедут".
"Везде я был. Но Украина, есть Украина. Где я родился, которую я люблю".
Редкие туристы вспоминают: раньше на пляже в Седово негде было даже встать. Народ с рассвета занимал места у моря. Теперь единственный способ выжить для местных - та самая мелкая тюлька.
"Позавчера стреляли сильно, слышно было. Но это же далеко. Вон там!"
Пойманную рыбу доставляют на берег. Здесь рыбаков уже ждет покупатель. Всего один. Основная часть перерабатывающих заводов по другую сторону линии разграничения.
"Украина закрыта, Россия…уф!!! Документов у нас никаких, мы еще не признанная республика. Донецк - война, Луганск - война. Поэтому тяжеловато. - Какие вы видите перспективы? - Перспективы… Скорее бы все это закончилось. Я даже не знаю, что будет дальше".