Бой за Иловайск: дорога в один конец [ Редагувати ]

Джерело: EPA / UPG

События горячего августа 2014 года, которые разворачивались в Иловайске Донецкой области до сих пор считаются самым крупным поражение украинской армии, а также именно они стали точкой отсчета для войны с Россией.
Именно в пригороде Иловайска добровольцам пришлось столкнуться с десантниками из России, которые пришли на помощь местным боевикам из так называемой Донецкой народной республики.
Почему добровольцы и военнослужащие украинской армии оказались закрыты в котел, окружены и понесли большие потери? Ответа на этот вопрос нет и по сей день.
Остается только вспоминать, по крупицам собирая информацию о тех днях. О том, как пытались взять Иловайск, как оказались в российской западне и пытались выйти, вспомнил боец батальона "Донбасс" с позывным Сеня.
Дорога в один конец
Помню 24 августа. Мы в школе на втором этаже расположились. Гражданские ниже были. Детей много. Девчушка маленькая бегала к нам печенье галетное брать.
Местные враждебно к нам относились. Они были уверены, что мы плохие, криво-косо на нас смотрели. Думаю, процентов 95 мужей тех женщин, которые сидели с нами в соседнем убежище, воевали против нас. Я думал - молодые же все девчата, где их мужья?
Ходили мы по Иловайску/ Зашли в магазин, стоит дед, бабушка и еще один дед. И спрашивает – то ли у нас, то ли просто в воздух: "И колы ото воно все кончиться?"
Я ему говорю, так, а чего ж вы флагами махали? Теперь вас что-то не устраивает? Дед отвечает, что их заставляли. Даже, говорил тот дед, списки составляли, кто выходил на митинги. А кто не был в списке, кто не вышел на митинг, у тех большие проблемы были.
В тот день мы взяли двух пленных. Сижу, смотрю в бойницу, вижу, двое, видно, что идут из того села, где уже сепары. Видели мы, куда они зашли и за ними в калиточку. Спрашиваем, что кто, где. Молчат.
Я с одним во двор вышел. Оказалось, он ранее привлекался. Мы с ним поговорили, он все мне рассказал. Они нам окопы потом рыли, а один сильно мутный был. Его убило. Мина рядом упала, и убила. Жалко. Я тебе скажу - били они 24 часа в сутки.
Наши уже 24-25 августа, кажется, и не отвечали. В окопе сижу – над головой летит в одну и в другую сторону. А потом летело только с одной стороны, и с разных позиций. Я понял одно – что мы туда зашли, и не должны были выйти. Это была дорога в один конец.
Тяжелое ранение
Трудно вспоминать, все одним днем кажется. Я даже не помню число, когда мы заходили в Илловайск. Помню, еще за мост был долгий бой. Там жесть была. Потом стало понятно - нас затягивали.
26-го мы переночевали в школе, и с утра пошли в новую хату на окраине Илловайска. Сразу начали окапываться, занимать позиции, выбили стену, чтобы можно было сразу укрываться в погребе от арты, от "Градов", начали на ужин что-то готовить, я лег предремать, и тут прилетело.
Помню, с искрой что-то летело, ударило в ягодицу. Я успел перевернуться, стать на четвереньки и все, больше ничего не мог, даже двинуться не мог, вроде зацепенел - так больно было.
Вынесли меня в погреб, срезали штаны, обкололи, дождались, когда санчасть наша приехала, доставили в санчасть, которая в школе была. Там хотя и было метров 300, но я бы не дошел.
В школе я пролежал еще 12 часов. Рану обработали, порошком кровоостанавливающим засыпали. Вечером вывезли в Многополье. Я отключил телефон, меня сразу на стол операционный, убедились, что то не кость торчит, достали, что могли. Слава Богу, ногу сберегли.
Закрыл дорогу танком
Говорят, что после Иловайска 108 оказались в плену, 115 раненых и без вести пропавшие еще. Точной цифры никто не скажет, потому что, заходили не одной партией. Мы зашли, потом еще. 24-го была последняя дырка, можно было тикать, но заехали еще и все.
Мы были в полном кольце. Но не верилось. Нам говорили уходить малыми группами. Но кто там пойдет! Все же герои. Наши с разведроты на связи были постоянно, говорили, что ситуация сложная, но многие в "Донбассе" этого не знали.
Как из Илловайска выходили? Погрузили нас, человек 10, может больше, на КАМАЗ с красным крестом, выехали. По нам начали стрелять пулеметы.
Пробили колесо, машина остановился, поехала, опять остановилась. Я думал, водителя убили, теперь и нас расстреляют. Лупим по крыше, мол, едь. А нас не выпускают.
Опять нас всех грузят, опять выезжаем. Вижу, пожарка поехала с моими, о, привет!! Колона поехала в одну сторону, вернулась, опять двинулась, потом танки, где-то что-то бахкает - такой движ.
Говорят, наши взрывают, чтобы сепарам не досталось . И мы вообще стали перед Червоносельским перед самой вывеской, уже хаты видно.
Мы начали ехать, и такая жесть началась. Были повторно раненые от нового обстрела. Отъехали от минного обстрела, начали автоматы стрелять, не один, а человек 10. Они нас затягивали. И мы заехали.
Я увидел ребят на пожарке. Едут, сворачивают и останавливаются. Больше я их не видел. По ним танк прямой наводкой ударил. Они собой танку сектор обстрела прикрыли. Не одну жизнь спасли.
Путь домой
Мы в последнее время, когда в хате в Иловайске жили, друг друга по именам начали называть, без позывных. Внутри было ощущение, что что-то произойдет. Но, что будет так, никто не думал.
Когда меня ранило во сне - как-то гнило, паскудно, я не понял почему, за что меня так. Как оказалось, чтобы я с ними не поехал. Значит, еще не все я сделал, если жить остался.
Большинство были перепуганные, похоже, даже не воевали. Россияне начали сортировку, спрашивали: "Донбасс" есть? Командовал всем этим движением молодой хлопец, лет 37, в русской форме, с таким говором специфическим.
Там были русские военные. В форме, со знаками отличия. Как себя русские вели? Нормально. Никаких грубостей, жестокости, уколы делали, медицинскую помощь оказывали. Один у меня, правда часы снял.
Я задремал, часы, наверное, блеснули, он увидел - снял. Еще увидел у меня пластиковый чехол для документов, говорит: "Ты что, наемник, откуда у тебя такие вещи?" Я говорю: "У нас такое в ларьках продаётся". Он: "А ты откуда? А чего воюешь?" Ну, как ему объяснить?
Закинули меня в вертолет, зашел врач из Запорожья, каждого осмотрел – этого в Днепр, того тоже, этого тут оставить. Сделали укол такой, что я заснул. Открыл глаза уже в аэропорту в Днепропетровске.
Как сообщали podrobnosti.ua вину за Иловайский котел в Генштабе возложили на добровольцев. Прокуратура обнаружила списки погибших в котле. В МВД заявили, что Ясиноватую сдали ради штурма Иловайска.