Россия - Израиль: Отношения есть. И проблемы таки тоже есть [ Редагувати ]

Путин едет в Израиль. Российские СМИ в унисон твердят о том, что визит этот - исторический уже только потому, что это будет первый визит российского или советского лидера в Израиль. Израильские СМИ намного более сдержаны. И причина тому - серьезное похолодание отношений между двумя странами в последние несколько лет.
Путинские шутки и продажа оружия
Представьте болельщика - одного-одинешенького - киевского "Динамо" на матче против "Шахтера" в Донецке... Страшно? Приблизительно в такой же ситуации находится Израиль, окруженный со всех сторон арабскими государствами. Понятно, что ему нужно много оружия, много современного эффективного оружия (тут уже в голову приходит сцена из первой "Матрицы", когда Нео и Тринити готовятся вызволять Мофея и затариваются "железом"). Поэтому радости израильского руководства по поводу приобщения к клубу ядерных держав (хотя официально Израиль испытаний не проводил) не было предела. Он держит свое оружие, довольствуясь тем, что знает, что арабы знают, что оно у него есть, то есть это оружие отлично выполняет сдерживающую функцию. Не смущает Тель-Авив и тот факт, что эксперты ООН в прошлом году определили главной угрозой миру не только на Ближнем Востоке, но на всей Земле именно Израиль.
Но, как говорится, "недолго тешилась старушка"... Арабские государства понимают, что Израиль может применить ядерное оружие в случае полномасштабной войны, но вряд ли сделает это в борьбе с мобильными и разветвленными террористическими группировками. Так что негласная поддержка экстремистских организаций стала одним из направлений их внешней политики. С ними-то хоть как-то надо разбираться, а тут еще Россия время от времени "услужит" - то она Ирану руку помощи протянет (по мнению США и Израиля, атомная станция в Бушере, строящаяся с участием российских специалистов, - лишь прикрытие для ядерной программы Тегерана), то палестинцам свою списанную технику подарит, то продаст современное вооружение соседям Израиля, значительно отстающим от него в техническом оснащении своих армий. В общем, "подруга подкинула проблем".
Последней на данный момент страницей этого аспекта российско-израильских отношений является продажа Сирии зенитно-ракетных комплексов "Стрелец". Несомненно, прошлые, настоящие и будущие поставки вооружений арабским странам станут одной из центральных тем переговоров. Вопреки заверениям российского Минобороны о том, что Израилю ничего не грозит, эта операция вызвала бурю негодования в Тель-Авиве и не только. А тут еще Путин в своем убойном стиле "пошутил": на вопрос корреспондентки 1-го израильского телеканала о том, какую опасность несет соглашение с Сирией о поставках российских ЗРК, ВВП ответил: "Израильские самолеты больше не смогут летать над дворцом Башара Асада". Ха-ха-ха.
Антисемитизм как объект международной политики
Но гэбистский юмор в "земле обетованной", похоже, не поняли. И на полном серьезе устами министра по делам Иерусалима и диаспоры правительства Израиля Натана Щаранского причислили Россию (а заодно, кстати, Великобританию и Украину) к странам, где "по итогам 2004 года рост антисемитских настроений был особенно заметен". И это при том, что Щаранский в течение многих лет утверждал, что в России антисемитизма как такового не существует и что в России нет "демонизации Израиля".
Зато теперь Путину припомнили и письмо депутатов Госдумы антисемитского содержания, и политически мотивированный суд над евреем Ходорковским, и преследование Гусинского, и что на поминальной церемонии по погибшим узникам фашистского концлагеря в Освенциме ВВП в своей речи ни разу не упомянул об убитых там евреях, и разгул в России скинхедов - да много чего разного. Так что вторым пунктом на повестке переговоров президентов Путина и Моше Кацава однозначно станет антисемитизм и различные его проявления в России.
Одним из аспектов этой проблемы является и решение накопившихся за многие годы проблем с поездками и эмиграцией российских граждан в Израиль. Помните старый советский анекдот про Брежнева, который сломал ногу и ему понадобилось переливание крови? У него, мол, была редкая группа, и кровь смог дать только один старый еврей. А первой фразой генсека по приходу в сознание было: "Надо ехать..." Так вот, многие поехали; и едут сейчас. Однако несмотря на огромное количество русских и русскоязычных (заметьте разницу) жителей "земли обетованной", сотрудничество двух стран в сфере защиты их интересов находится на довольно низком уровне. Конечно, Россия не кричала, не кричит и вряд ли будет кричать об ущемлении прав русских как она это делает в отношении Прибалтики, но игнорировать проблему на переговорах тоже не будут.
Любовный треугольник или гордиев узел?
Кроме того, не удастся избежать Путину и разговора о наболевшем для Израиля - о Палестине. На первый взгляд, все вроде бы чинно и красиво: Москва официально выступает за мирное урегулирование ближневосточного конфликта, Тель-Авив делает беспрецедентные шаги навстречу новому руководству автономии. Кроме того, страны имеют неплохую изначальную точку соприкосновения - борьба с терроризмом: Израиль постоянно сотрясается от взрывов, устроенных арабскими экстремистами; Россия ведет кровопролитную войну с чеченскими сепаратистами. Но не стоит забывать, что есть и другой взгляд на эти процессы: необоснованный захват территорий другого государства израильтянами и геноцид по национальному признаку со стороны россиян.
Однако "иногда складывается впечатление, что Россия не думает, что ее борьба с террором и израильская борьба с террором - это одно и то же", - считает гендиректор МИД Израиля Рон Просор. При желании между строк можно прочесть намек на предложение России "подарить" палестинцам два транспортных вертолета Ми-17 взамен вертолетов, уничтоженных Израилем в 2001 году. Кроме того, Россия также предложила снабдить палестинцев 50 бронемашинами БРДМ-2, списанными из российской армии. Инициатива появилась после январского визита в Москву главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса. "Это предложение является осязаемым выражением поддержки Аббаса и ПА со стороны Москвы", - заявил с полным на то правом посол ПА в Москве Хаири Наджи аль Авейди.
Также не остались без внимания откровенно антиизраильская, по мнению премьер-министра Ариэля Шарона, позиция, занимаемая Россией во время голосования в СБ ООН и давние заявления российского МИДа о признании Ясира Арафата единственным "легитимным лидером палестинского народа". Заявления-то действительно давние, но в кулуарах российской власти замена людей Арафата, происшедшая в правительстве Палестины под давлением Тель-Авива, вызвала нескрываемое неудовольствие.
Израиль для России - лишь средство "достать" Америку?
Но все вышеперечисленные проблемы, хоть и важны, но носят локальный характер. Тем временем, международные обозреватели в связи с визитом Путина говорят и о таких высоких материях как геополитика. Они усматривают за дружескими рукопожатиями в Израиле стремление России установить влияние на Вашингтон через Тель-Авив.
Интересно, конечно, но даже учитывая особые отношения Белого дома и Каплан-стрит, сложно представить, что Кремлю удастся наладить канал влияния на принятие решений на капитолийских холмах. Тем не менее, рациональное зерно в подобных рассуждениях есть, только смотреть надо немного в другом направлении. Как вам такая комбинация: если ВВП удастся совершить чудо и придать новый серьезный импульс мирному урегулированию израильско-палестинского конфликта, то на этом фоне гневные тирады госпожи Кондолизы Райс о свободе слова и декадансе демократии в России будут звучать как лай моськи на слона. Маловероятно, конечно, но едет же туда ВВП для чего-то, а не ради самого факта поездки!
Одним словом, Израилю и России есть о чем поговорить, в чем друг друга упрекнуть и какие проблемы порешать. Но для этого нужна такая популярная у нас в Украине пресловутая политическая воля и четкий план действий. Ведь правда совсем не стоит совершать такой исторический визит лишь для того, чтобы где-нибудь на стене, разделяющей Израиль и Палестину, написать большими буквами "Здесь был Вова!"
При написании использованы также материалы Jewish.Ru