Эксперты о евроинтеграции Украины после провала евроконституции [ Редагувати ]

Украинские политические и экономические эксперты по-разному оценивают перспективы интеграции Украины в Европейский Союз, учитывая провал Евроконституции.
Об этом говорится в эксперт-опросе, проведенном Центром исследований политических ценностей в связи с заявлением лидера социалистической фракции Европарламента Мартина Шульца о том, что провал Конституции Евросоюза сделает невозможным присоединение к ЕС новых стран, включая Турцию и Украину.
В частности, по мнению руководителя социологической службы "Украинский барометр" Виктора Небоженко, это большой успех Украины, что референдум в Голландии и Франции закончился с негативным результатом. Потому что после мощной кавалерийской атаки Украины на Евросоюз, которая практически ничем не закончилась, было бы неприлично, если бы Европа выставила нам требования, которые мы не смогли бы удовлетворить. А теперь, так сказать, Европе не до Украины, и мы сможем тщательнее подготовиться.
В то же время, председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний считает, что "принятие или неприятие Конституции ЕС никак не влияет на перспективы вхождения Украины в ЕС, потому что пока еще таких перспектив в ближайшем будущем просто нет. Невзирая на всю проевропейскую риторику в Украине, украинцы пока еще ментально не готовы жить по нормам, принятым в Западной Европе. Все социологические опросы показывают, что все больше украинцев хочет присоединения к ЕС, но это не означает, что украинцы воспринимают западноевропейскую систему ценностей".
Директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин считает, что провал конституции ЕС может на порядок ускорить продвижение новых демократий в Евросоюз. Потому что на сегодня поддержку интеграции выявляют не старые демократии, для которых многие европейские ценности стали уже банальными и привычными, а новые демократии, как, например, Венгрия и Словения, которые этих ценностей хотят с огромной энергией. И с этой точки зрения Украина может получить преференции как страна, которая может влить новую "евроинтеграционную кровь" в этот процесс, дать новые мотивы и новые стимулы. Поэтому, считает политолог, не нужно ориентироваться в противоположных направлениях. Я думаю, что те неприятные вещи, которые произошли с Конституцией ЕС, могут открыть более широкую дорогу для других стран новых демократий.
Исполнительный директор Института евроатлантического сотрудничества Сергей Евтушенко отмечает, что в первую очередь хотелось бы верить в то, что Европейский Союз - это объединение народов не только на каких-то политических ценностях, но и на духовных. Не хотелось бы рассматривать реалистично такой пессимистический сценарий, но, безусловно, лидер фракции социалистов в Европарламенте прав. Сейчас в Брюсселе господствует очень пессимистичное настроение. Насколько я вспоминаю комментарий министра иностранных дел Украины еще до референдума во Франции, то он отмечал, что это не навредит европейской интеграции Украины. Я думаю, что на следующие три года, пока действителен наш план действий "Украина-Евросоюз", у нас есть своя "дорожная карта" - мы должны выполнять все пункты этого плана. Я думаю, что этот кризис будет урегулирован в течение трех лет.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский напоминает, что все с иронией отнеслись к словам Рыбачука (вице-премьер-министра по вопросам евроинтеграции Украины Олега Рыбачука - "Подробности") о том, что, если Европа не захочет нас интегрировать быстро, то мы там устроим "помаранчевую революцию". Мне кажется, что как раз стоило бы отнестись к этому серьезно, поскольку он все же добился "помаранчевой революции" в Европе .
Михаил Погребинский считает, что путь Украины в Европу и ее европейский выбор пока еще никто содержательно не раскрыл. "Поэтому, речь о том, как быстро мы можем стать членом Евросоюза, более-менее понятна - там мы в ближайшие десять лет не будем. Но проблема заключается в том, что нет содержательной, конкретной дискуссии по поводу того, что мы собственно хотим от приближения к Европе. С чем мы должны туда идти? В какие институты или системы мы должны интегрироваться ? Это, пока еще остается вне украинского политического дискурса. Поэтому, мне кажется, что проблема, которая возникла сейчас - это конфликт нашего желания и их нежелания и их кризиса вообще, и эта проблема должна стимулировать настоящую дискуссию о будущем Европы, будущем Украины как партнера, или члена Европейского содружества", - отмечает политолог.
Он считает, что у нас есть достаточно хорошие перспективы оставаться интересными для Европы, не будучи определенное время ее институционным членом, пока наше членство не будет нам давать существенных преимуществ. А теперь понятно, что серьезных преимуществ мы не получим. Я убежден в том, что нужно использовать все возможности для быстрого возобновления экономического роста, проводить более последовательную политику либеральных реформ, пользуясь тем, что у власти есть достаточно высокий уровень. Не нужно проводить ту популистскую политику, которую мы сейчас видим, которая только отталкивает от нас (и даже власть от общества в конце концов оттолкнет), и не дает нам возможности возобновить экономический рост , отмечает Михаил Погребинский.