Бюджетное фиаско европейцев: ссора продолжается [ Редагувати ]

С чего начинаются ссоры в ЕС? С валюты в его кошельке. Вернее, с ее количества в общей казне Евросоюза. Бюджетный саммит ЕС провалился. Лидеры Евросоюза не смогли прийти к компромиссу о бюджете ЕС на 2007-2013 годы во время саммита в Брюсселе.
Из-за чего у европейцев возникли разногласия? Официально говорят о трех ключевых моментах. Первый - британские выплаты. В далеком 84-м английская "железная леди" уговорила коллег по ЕС уменьшить взносы Британии. Теперь же лидеры Евросоюза не испытывают подобной симпатии к премьеру Блэру и настаивают на поэтапном увеличении вносов Британии хотя бы до уровня 4,6 миллиарда евро до 2013. Вторая причина разногласий - единая сельскохозяйственная политика, которая съедает более 45% бюджета ЕС. Предоставляемые субсидии приносят наибольшую выгоду фермерам Франции, и эта страна выступает против сокращений, предлагаемых Тони Блэром. Блэра поддерживают Швеция, Нидерланды и Финляндия. Ширака - большинство других членов ЕС. Замыкает тройку спорных моментов ЕС вопрос о самом бюджете. ЕС тратит около 1 миллиарда евро в год, или 1,1% суммарного ВВП его членов. Еврокомиссия хочет увеличить этот показатель до 1,26% в бюджете 2007-2013 годов. Одни страны выступили против такого предложения "из принципа" на фоне общего кризиса ЕС вслед за провалами референдума в Нидерландах и Франции. Другие не согласны с этим просто из-за отсутствия дополнительных средств в собственной государственной казне.
Блэр в изоляции
Формальной причиной провала бюджетных переговоров стал отказ Великобритании согласиться на сокращение получаемой ею компенсации из бюджета Евросоюза. Блэр, сидевший на официальном обеде за одним столом со своим злейшим врагом в бюджетной войне - президентом Франции Жаком Шираком, оказался в полной изоляции. Игнорирование британского премьера на обеде и решительный отказ вникнуть в проблемы Великобритании бросает тень на президентство Блэра в ЕС, которое начнется через неделю, и ставит под сомнение возможность провести ключевые реформы в ближайшие полгода.
Единственный защитник Блэра Люксембург предложил вариант, который не устраивает ни Лондон, ни Брюссель - заморозить взнос Британии на уровне 4,6 миллиардов евро, не увеличивая его на протяжении периода финансирования примерно до 7 миллиардов, что означало бы убытки в размере 14 миллиардов евро за семь лет. Британия утверждает, что в отсутствие защиты от инфляции и других последствий новых предложений она потеряет 25 миллиардов евро.
Хорошей новостью для Блэра стало высказывание лидера немецкой оппозиции Ангелы Меркель, которая заявила, что напрасно давить на Британию, заставляя ее отказаться от уменьшения выплат в ЕС, не оказывая одновременно давление на Францию с тем, чтобы та сократила свои сельскохозяйственные субсидии. Однако отчаянные миротворческие попытки немецкой оппозиционерки были обречены на провал.
Министр иностранных дел Джек Стро и вовсе не проникся проблемой "одиночества" Блэра на саммите. Он отверг предложение заморозить вопрос о выплатах до 2013 года, а затем увязать его с реформой сельскохозяйственных расходов как "неприемлемое для нас". "Уменьшение выплат более чем оправданно, и при необходимости мы воспользуемся правом вето", - категорично заявил он.
Между тем, сам одинокий Блэр уже выступил с программой своего будущего председательствования в ЕС. И весьма многообещающими для стран-нечленов Евросоюза. Раз уж не удалось поладить со старыми членами, нужно подружится с новыми, подумал британский премьер. Блэр призвал к расширению ЕС, выступив против попыток закрыть двери для новых членов - будь то Турция или Балканские страны. В таком случае Европе грозит, по его словам, рост национализма. Напротив, расширение представляет собой не угрозу, а "исторический шанс", который позволит укрепить ЕС.
Характеризуя атмосферу нынешнего саммита ЕС, британская Guardian отметила, что английскому лидеру придется выйти на арену со львами.
Ширак в депрессии
Президент Франции Жак Ширак оказался на саммите не в лучшей ситуации. У него депрессия. У него осталось очень мало друзей-парнеров, на которых можно положится за столом переговоров Европейского союза, возможно, лишь Герхард Шредер, канцлер, чьи позиции пошатнулись настолько, что, вероятнее всего, это его последний европейский саммит.
Переводя взгляд с одного на другого из 24 партнеров, сидящих с ним за одним столом, французский президент ощутил свое бессилие в желании убедить коллег в правоте своей точки зрения. Он не может ждать помощи от Берлускони, с которым у него всегда были слишком холодные отношения; он не может вновь завоевать сердца 10 лидеров восточно-европейских стран, с которыми обошлись слишком жестко в период войны в Ираке по причине их проамериканских настроений. Мало надежд на испанца Сапатеро, бельгийца Верхофштадта и на премьера Люксембурга Юнкера, которые заявляют о своих симпатиях, но не намерены ему помогать. Что уж говорить о Блэре, который открыто выступил против дотации французским коровам.
Толщина кошелька
Аналитики заявляют, что нынешние распри по поводу бюджета ЕС возникли из-за того, что единая валюта в Европе не устранила различий в стоимости. Покупательная способность валюты в различных странах еврозоны различается почти в полтора раза. В то время как на турецких курортах чашка стоит 1,17 евро, официант в Сан-Тропе требует за нее же 3,48 евро.
С другой стороны, зона евро быстро движется к своему развалу - такой вывод содержится в докладе, подготовленном лондонской аналитической финансовой службой Lombard Street Research. Евро грозит "удушить" экономику Италии, где в последние месяцы произошел резкий рост стоимости рабочей силы - на 39%. Аналогичные тенденции отмечаются и на рынке труда Испании, Греции и Португалии. Однако в Германии происходит обратный процесс, когда стоимость рабочей силы падает. В результате в зоне евро создается огромное внутренне напряжение из-за нарастания дисбалансов в ключевых сферах экономики.
Рост стоимости рабочей силы уже привел к мощному и неконтролируемому падению объемов промышленного производства в Италии. При этом Греция, Португалии и Италия вынуждены сейчас увеличивать дефициты государственных бюджетов. Но подобное увеличение выше 3% ВВП грозит санкциями в соответствии с Пактом стабильности Евросоюза. В подобной ситуации в среднесрочной перспективе невозможно удержать единство зоны евро, считают британские экономисты.
Одним словом, конфликт из-за денег отнюдь не закончен. Один из английских обозревателей сравнил ситуацию в ЕС со спорами супругов о том, чья очередь гладить белье, после того, как их дом смыло наводнение. Многие лидеры 25 стран-членов Евросоюза, участвовавшие в брюссельском саммите действительно обиделись друг на друга - даже не вышли в назначенный час на "семейное" фотографирование. Конечно, можно списать обиду на то, что участников саммита лишили подарков (правительство председательствующего в Евросоюзе Люксембурга приняло накануне решение не дарить традиционные подарочные наборы). Но, вероятно, причины недовольства намного глубже.
Некоторые руководители, в том числе председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, высказались за то, чтобы "сделать паузу" и охладить страсти. Первый шаг в этом направлении уже сделан: единственным конкретным результатом брюссельского саммита стало решение отложить конечный срок, до которого все 25 членов Евросоюза должны ратифицировать конституцию объединенной Европы. Теперь Блэру как "одинокому" председателю ЕС придется мобилизовать все свое умение убеждать недовольных, чтобы в ближайшие полгода попытаться уладить разногласия, раздирающие ЕС.