Путин: "У нас ракет еще достаточно". Намек понятен? [ Редагувати ]

В понедельник 31 января состоялось очередное сольное выступление Владимира Путина перед журналистами. Круглый зал 14-го корпуса Кремля заполнили тысячью представителей СМИ - и началось более чем трехчасовое медиа-шоу под названием "Пресс-конференция президента Российской Федерации". Если бы не парочка неудобных вопросов от западных журналистов, заставивших Путина забыть об играемой им роли доброго дяди-демократа, то этот опус можно было бы смело выдвигать на "Оскар" за лучшую режиссуру.
Газ - это не оружие. Вот ядерные ракеты - это оружие!
Один из таких вопросов прозвучал от французского журналиста: "В Европе много журналистов, а также и руководителей думают, что Россия использует газ и энергию как оружие, с тем, чтобы добиться политических целей. Насколько газопроводы нынешней России заменили ракеты советской эпохи?" (Примечательно, что только его имя почему-то даже не упомянуто в стенограмме пресс-конференции, вывешенной на сайте президента России. Зато имена представителей, например, ГТРК "Бурятия", газеты "Ваши 6 соток" или "ТВ глухих" там есть.) Ответ Путина был в его стиле: быстрым и четким, немного не по теме и угрожающим: "У нас ракет еще достаточно". И далее по тексту: "Мы развиваем свой ядерный комплекс сдерживания. В позапрошлом году успешно проведены испытания таких боевых комплексов, которых пока нет - и вряд ли раньше нас появятся - на вооружении других стран мира. ... Это очень серьезные комплексы, ...для которых, что есть система ПРО, что нет - им безразлично. Потому что они работают на гиперзвуке, меняют траекторию по курсу и по высоте. А система противоракетной обороны рассчитана на баллистические ракеты, которые могут наносить удар, двигаясь по баллистической траектории. Но это оружие, которое может нести ядерный заряд".
Намек прозрачен до неприличия: газ - это не оружие; вот ядерные ракеты - это оружие; у нас оно есть, причем очень "крутое". А что вы там говорили о средствах политического давления на другие страны? Нет-нет, что вы! Это просто "переход на рыночные цены на газ". Через три дня этот же тезис повторил на своей пресс-конференции в Мюнхене и министр обороны РФ Сергей Иванов. Видимо, в Белокаменной сообразили, что ВВВ немного переборщил, поигрывая российскими ядерными мускулами. Но было уже поздно: слово - не воробей... Тем более, когда это слово о стратегическом наступательном ракетно-ядерном вооружении.
В последующие дни многие западные издания писали уже не про газ, а именно про новейшие ядерные ракеты Российской Федерации. По их мнению, упоминание о нем было призвано подчеркнуть геополитическое могущество России. А кроме того - еще раз "уколоть" американцев, которые с начала 80-х годов как одержимые носятся со своей идей противоракетного щита чуть ли не на полмира.
ПРО побоку
Впервые Путин говорил о маневрирующих ядерных ракетах 2 года назад. Правда, тогда это было больше похоже на привычную попытку России поддержать свой изрядно хромающий имидж мировой державы, наследницы СССР, способной на равных тягаться с военной машиной США и стран НАТО. С тех пор российские ученые, получив из госбюджета невиданное доселе финансирование (вот куда идут заработанные РФ миллиарды нефте- и газодолларов), ударными темпами работали на усиление ядерного щита страны. А тут еще Военную доктрину России чуточку подкорректировали: теперь она не исключает превентивного применения ядерного оружия. Как результат - принятие на вооружение межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Тополь-М" и начало испытаний МБР для подводных лодок "Булава".
"Тополь-М" (западное обозначение SS-X-27) - первая МБР, разработанная после распада СССР. И, надо признать, удалась она на славу. Первое полётное испытание было проведено еще в декабре 1994. А уже на июль 2004 года на боевом дежурстве находилось 36 "Тополей" шахтного (стационарного) базирования в четырех ракетных полках. В данный момент ведутся активные испытания и доработки мобильного варианта этой МБР на базе тягачей "МАЗ". Как утверждают разработчики, старт, а затем и полёт "Тополя" практически невозможно засечь с помощью приборов. Три маршевых твёрдотопливных двигателя позволяют ей набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Это качество уже делает ее неуязвимой для средств ПРО противника. Предполагается, что невозможно её будет перехватить и в полете: несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизмы управления сделают ее полёт труднопредсказуемым. Последние модификации ракеты планируется оснастить разделяющимися головными частями индивидуального наведения.
"Булава" (SS-NX-30 по классификации НАТО) - твёрдотопливная МБР, размещаемая на подводных лодках. Изначально предполагалось, что она станет унифицированной ракетой для морских и сухопутных средств запуска, однако вследствие технических трудностей от этой идеи пришлось отказаться. Сегодня специально под "Булаву" строятся ПЛАРБ 955-го проекта "Борей". Главной "изюминкой" "Булавы" должна стать ее способность нести не менее 10 ядерных гиперзвуковых (до 20 Мах) блоков индивидуального наведения. Из трех ступеней ракеты первые две ступени оснащены твёрдотопливными двигателями, а третья - жидкостным, обеспечивающим необходимую скорость и сверхманевренность на заключительном этапе полёта. Кроме того, ведутся работы по повышению маневренности каждой из десяти боеголовок: они смогут использовать инерцию и сопротивление атмосферы для изменения направления и высоты полета. По мнению экспертов, именно благодаря этому "Булава" является неуязвимой для существующих систем ПРО, например, для ПРО Соединенных Штатов. Предположительная дата принятия на вооружение - конец 2007 года.
Мы за ценой не постоим...
В течение ближайшего десятилетия "Тополь-М" и "Булава" станут основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), заменив собою 11 типов устаревших стратегических ракет. Вот только такие масштабные программы ложатся тяжким бременем на всю российскую экономику. Это еще полтора года признал сам Путин, заявив, что "ресурсы ... отрываются от социальной сферы, от самой экономики, которая могла бы развиваться еще большими темпами". Кроме того, этот гигантский проект никак не поможет делу борьбы с международным терроризмом - официально обозначенным приоритетом уже упомянутой Военной доктрины РФ. Или господа Путин и Иванов планируют запустить парочку мегатонных "Тополей" по Панкисскому ущелью, откуда, как они утверждают, до сих пор террористические лапы тянутся к "единой и неделимой"?
Но социальная сфера, борьба с терроризмом (кроме так называемой "контртеррористической" операции в Чечне) - это не так важно. Как и то, что в богатейшей энергоресурсами стране люди в Сибири и на Дальнем Востоке замерзают даже во время непродолжительного северного лета, не говоря уже о длительной и суровой зиме. Ведь важна прежде всего красочная картинка-витрина России как сильной державы, способной вернуть мир к биполярности.
Россияне прошли долгий ядерный путь: от первых проектов атомной бомбы, по сути, украденных сначала у гитлеровской Германии, а потом у трумэновской Америки, до сверхсовременных комплексов, не имеющих аналогов в мире. Путин и его сторонники прекрасно понимают, что сегодня только лишь ядерный арсенал и огромнейшие запасы газа позволяют России занимать место за одним столом с промышленно развитыми странами. А чтобы это место сохранить, Москва не остановится ни перед чем, даже перед развертыванием новой гонки ядерных вооружений.
При написании статьи использованы также материалы Официального сайта президента Российской Федерации, Официального сайта Министерства обороны Российской Федерации и Российского федерального ядерного центра