Союз нерушимый, или Трагифарс "Коалиция" в трех действиях [ Редагувати ]

Эпопея с воссозданием "оранжевой коалиции" задумывалась как волшебная сказка, но стремительно превратилась в посредственный трагифарс. Его действующие лица продолжают разыгрывать акт за актом, пытаясь сохранить интригу, однако финал, увы, известен заранее.
Действие первое. Блеф
Сейчас даже сложно сказать, кто же инициировал переговоры о создании "оранжевой коалиции". С одной стороны, в массовом сознании это, конечно, "Наша Украина" в широком смысле и президент лично - в узком. Однако не стоит забывать, что рефрен "говорим "НУ" - подразумеваем Ющенко" в данном случае является не совсем правильным. Когда мы в контексте коалиционных переговоров говорим об "НУ", следует в первую очередь подумать о тех личностях, кто додумался назначить главным "нашеукраинским" переговорщиком Романа Безсмертного. Очевидно, что этот шаг был изначально направлен лично против Юлии Тимошенко. А ведь без нее, как ни крути, "майданный союз" невозможен.
С другой, формальной, стороны переговорный процесс был инициирован как раз БЮТом. 17 января первым с инициативой заключения коалиционного договора выступил заместитель избирательного штаба БЮТ Николай Томенко. Однако это была лишь игра на опережение. Это косвенно доказывает то, что Томенко не представил текста соглашения, а лишь отметил, что "документ готовится согласно европейским нормам". Тем не менее, "НУ" со своим первым вариантом договора от 20 января (тем самым, где уже сейчас предлагался дерибан должностей в исполнительной власти) невольно оказался в роли догоняющего.
Но это даже не суть важно. Вряд ли для народа, который, в отличие от некоторых партий, никогда не предавал Майдан, имело бы принципиальное значение, кто спросил "давай?" и кто ответил "давай!". Он бы им всем сказал "да". Но это было так, лирическое отступление. С тех пор много воды утекло, переговоров проведено, проектов рассмотрено. Вот только результата все не было и не было. Разногласий между сторонами, как и раньше, много, самих проектов - навалом, спекуляций вокруг них - еще больше. Зато желания договариваться - ноль, и времени - в обрез. Плохая игра при еще худшей мине основных "оранжевых" актеров от политики - а проще говоря откровенный блеф и явные манипуляции - вот самая яркая черта первого акта трагифарса "Коалиция". Прикрываясь желанием народа (или по крайней мере определенной его части) снова видеть "оранжевую" команду единой, каждая политическая сила преследовала свои тактические цели. А стратегическую задачу объединения демократических сил решать никто не собирался.
Действие второе. Лицемерие
Второе действие началось почти сенсационно: Тимошенко в понедельник 21 февраля в одностороннем порядке подписала соглашение о коалиции. Произошло это буквально спустя несколько часов после того, как "Наша Украина" устами заместителя руководителя своей избирательной кампании Романа Зварыча выразила согласие взять БЮТовский проект за основу коалиционного соглашения. Как утверждала Юлия Владимировна, "во время переговоров ни один пункт ни у кого не вызвал принципиальных возражений". Соответствие такой формулировки истине можно смело ставить под сомнение. Дело в том, что Зварыч подчеркнул, что потенциальные союзники смогут окончательно согласовать все позиции договора уже на следующем раунде переговоров во вторник 22 февраля. Так что подмена понятия "взять за основу" на "не иметь принципиальных возражений" - это попытка БЮТ выдать очень желаемое за не имеющее ничего общего с реальностью действительное.
Либо это тщательно спланированный саботаж. В пользу этой версии говорит оперативность, с которой Тимошенко поставила свой автограф под договором, а также ультимативность последующих заявлений ее сторонников о нежелании продолжать какие-либо переговоры. Политические обозреватели отмечают, что подписание коалиционного соглашения жизненно необходимо "Нашей Украине" и вовсе не обязательно для БЮТ. Более того, оно может быть для него совершенно невыгодным. Почему? Во-первых, потому что тогда будет некого обвинять в срыве переговоров об объединении и, следовательно, в предательстве идеалам Майдана (не беда, что собственное рыльце в пушку). Во-вторых, потому что тогда пани Ю. с 99-процентной вероятностью придется отказаться от упорно и нежно лелеемой мечты вернуться в премьерское кресло (не беда, что шансы вновь осесть на Грушевского и так невелики). В-третьих, потому что тогда некого будет "разоблачать" в планах вступить в сепаратных сговор с "абсолютным Злом" - Партией регионов (не беда, что сам БЮТ тоже считается весьма вероятным претендентом на альянс с Проффессором). И, наконец, в-четвертых, потому что тогда Тимошенко снова, как и в бытность ее премьером, придется нести ответственность за популистскую программу президента и неудачи его соратников (не беда, что собственный популизм аж зашкаливает).
В свете всего вышесказанного вряд ли стоит удивляться действиям БЮТа, который словом - вроде бы "за", а делом - четко "против". Если так пойдет и дальше, то женщина с косой своей подписью под собственным вариантом договора вынесет смертный приговор еще не рожденному соглашению о коалиции. Однако не стоит вешать всех собак на БЮТ; "НУ" и СПУ - тоже не подарок. Чего только стоят некоторые высказывания неудавшегося админреформатора Безсмертного, который все время опускается до личной вражды. Или вечно придумывающего какие-то "отмазки" Александра Мороза, который сначала отказывается визировать вообще какой бы то ни было вариант коалиционного пакта до выборов, а потом еще не исключает союза с Януковичем.
В общем, второй акт нашего трагифарса примечателен разве что повышенным лицемерием главных лицедеев (прошу прощения за парономазию). Их игра ни на йоту не стала более искренней, а политическая сцена так и не стала объединяющей сценой Майдана. Никаких неожиданностей. Общие кассовые сборы, размер которых определится через месяц, вряд ли оправдают надежды генеральных продюсеров спектакля. Но, похоже, даже риск тотальных убытков не заставит их прекратить эти жалкие гастроли. Может быть, они надеются на кардинальные метаморфозы в игре основных действующих лиц в третьем действии, которые помогут спасти провальное турне?
Действие третье. Анонс
Мы лишь ожидаем третий акт трагифарса "Коалиция". Но уже сейчас критики-политологи Владимир Фесенко и Вадим Карасев высказывают предположения относительно, того, как будут разворачиваться события на сцене.
Первый вариант основывается на том, что "оранжевые примы" все же найдут взаимоприемлемую точку соприкосновения и в новом парламенте сольются в коалиционном экстазе. Попутно необходимо будет преодолеть взаимную идиосинкразию и еще много разных обид и противоречий. Не исключено, что компромиссным вариантом может стать взаимный отказ Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова от претензий на премьерство и выдвижение на этот пост представителя СПУ (например, Юрия Луценко) или относительно нейтральной фигуры, приемлемой для всех участников коалиции (например, Арсения Яценюка или Анатолия Гриценко). Тем не менее, риски парламентско-правительственных кризисов сохраняются. Вряд ли стоит ожидать от такой разношерстной компании монументальной стабильности и консолидированного курса как Верховной Рады, так и Кабмина. А ответственность за возможный роспуск парламента придется нести всем.
Второй вариант даже более пессимистичный. "Оранжевые" умудрятся между собой не договориться, зато смогут найти оправдания для кооперации с Партией регионов. Однако объединение в рамках парламентской коалиции политических противников, противостоящих друг другу уже вторые выборы подряд, чревато для них большими рисками. Коалиция Партии регионов с БЮТ или "Нашей Украиной" наверняка будет негативно воспринята большей частью сторонников и Януковича, и Ющенко, и Тимошенко. Союз с Януковичем будет воспринят активистами Майдана как предательство. Лидеров "Нашей Украины" и БЮТ могут вполне резонно обвинить в нарушении предвыборных обещаний. Не исключены и внутренние конфликты в этих политических силах - между "революционерами" и "прагматиками". Нормальная экономическая политика правительства станет по сути невозможной, а о формулировании консолидированного стратегического курса страны можно будет и вовсе забыть.
Третий сценарий переводит "оранжевых прим" даже не на вторые, а на третьи роли, поскольку предусматривает формирование парламентской коалиции без их участия, но с помощью нынешних "статистов" - Народного блока Литвина, возможно, Коммунистической партии, блоков Витренко и "Не Так!" (если конечно они преодолеют 3-процентный барьер). Тогда речь будет идти о формировании оппозиционного курса к президентской интеграционной стратегии "открытой Украины" (в первую очередь, открытого рынка), что будет означать сползание экономического курса в сторону государственного протекционизма и логики полузакрытого рынка. Грубо говоря, трагифарс перестанет быть трагифарсом и станет просто трагедией.
Но это лишь анонс. А пока - антракт до конца марта. Занавес.