Трапезы Пиросмани покажет Национальный художественноый музей [ Редагувати ]
Экспозицию Нико Пиросмани в Киеве ждали четыре года. Но всякая попытка Посольства Грузии организовать в Украине выставку одного из самых значительных художников XX века заканчивалась мистически одинаково: лица, обещавшие финансовое содействие этому культурному событию, в последний момент оставляли Посольство Грузии наедине со своей благородной миссией. Теперь же все получилось, и 4 апреля киевляне увидят 35 работ Пиросмани, большую часть которых составляют жанровые портреты.
Эта выставка станет самым ярким событием Года Грузии в Украине. Стоимость ее организации не разглашается, но, по самым скромным подсчетам, она составила несколько сотен тысяч долларов.
В Украине работы Пиросмани представлены во второй раз. Впервые их презентация состоялась в 1931 году, задолго до того, как художник стал известен на просторах бывшего СССР: о работах примитивиста заговорили только в 1960-х.
Так случилось, что незадолго до смерти Пиросмани Пикассо написал один из немногих портретов художника. А с сохранившихся фотоснимков знаменитого грузина на нас смотрит его доброе лицо, чуть отсутствующий взгляд и вечная грусть. На этом, пожалуй, достоверные сведения о Пиросмани и заканчиваются: точно никто не знает ни даты его рождения, ни места, где он похоронен. И пусть сегодня его мастерство ставят выше самого Анри Руссо и сравнивают его пейзажи с произведениями итальянских мастеров начала XV века, вместо настоящего имени художника - Николоз Пиросманишвили - весь мир величает его по кличке, по которой его знали в тифлисских духанах.
Пиросмани не заботил статус в обществе и не занимала практичность: всю жизнь он жил в собственной грусти, безбожно раздаривая картины. За годы его жизни (1862-1918) тифлисские винные погребки почти даром обрели великолепные росписи на стенах и стеклах. За ночлег и стакан вина Пиросмани рисовал вывески и ни за что не соглашался обрести постоянное пристанище. Все эти приметы старого Тифлиса канули в прошлое: в настоящее время сохранилось порядка 200 работ Пиросмани из более двух тысяч картин, написанных им. Что стало с этими бесценными сегодня клеенками, которыми Пиросмани обвешивал свои чуланы? Известно, что перед очередным переездом он щедро дарил их соседям. Благо, работал он быстро: на создание картины уходило три-четыре часа, а на сюжетные композиции - меньше недели.
В наивной галактике Пиросмани нашлось место всем жанрам живописи. Но наиболее часто в его сюжетах предстают грузинские кутежи и застолья. У художника распитие чачи утрачивает свою банальность, мясо ягненка обретает библейское значение, а поедание пищи представляется ритуалом. Светлыми и скупыми тонами из мрака пивных высвечены силуэты щедрых душой тифлисцев - "Кутеж пятерых князей" (1906), "Семейный пикник" (1907). Пиросмани явно идеализирует эту благополучную жизнь и щедрые обычаи Тифлиса.
Еще одна интересная особенность киевской выставки Пиросмани - портреты, к которым он обращался реже, чем к пейзажам, натюрмортам или вывескам. В изображении людей художник не выдумывал сюжеты и не копировал произведения великих художников: он просто изображал простолюдинов, с кем так щедро делил свою жизнь в Тифлисе. Среди его жанровых работ - типичные для Грузии "Повар" (1905), "Кормилица с ребенком" (1905), "Мальчик-продавец дров" (1908). Знаменитый "Дворник" Пиросмани в Киев, увы, не приедет. Зато киевляне воочию увидят "Портрет актрисы Маргариты" - французской певички Маргариты де Севр. Это ей Пиросмани дарил арбы роз, и об этом российский поэт Андрей Вознесенский написал для Аллы Пугачевой незамысловатую грустную песенку "Миллион алых роз".
Часть киевской экспозиции отведена почти сказочным изображениям животных, которых Пиросмани называл друзьями своего сердца и наделял человеческой выразительностью и печалью. Особого внимания заслуживает выполненный на картоне "Медведь в лунную ночь" (1914). Похоже, Пиросмани рисовал этого зверя не с натуры, как и своего "Жирафа", которого наверняка выдумал. Так уж случилось в его жизни, что вместо пышных трапез Пиросмани посещали собственные "буквы" и "слова" из примитивного языка живописи, где не отличишь самое простое от самого главного.
Елена Гай