Die Zeit: ГУАМ - защита от Москвы [ Редагувати ]

По дороге от аэропорта в центр Киева стоят большие рекламные щиты с приветствиями грузинскому президенту Михаилу Саакашвили. Рядом с бокалом вина - лозунг: "В вине больше свободы, чем позволено. Грузинское вино запрещено в России". Москва уже второй месяц блокирует ввоз главного экспортного продукта Грузии. "Винную войну", коснувшуюся также Молдавии, главный санитарный врач России, в частности, хочет оправдать обвинениями в том, что в грузинских винах обнаружены пестициды. Однако за этим стоит политическая цель Кремля наказать бывшие советские республики, проявляющие строптивость. Во вторник, 23 мая Саакашвили летал в Киев, чтобы вместе с президентами Украины, Молдовы и Азербайджана упрочить антироссийский союз. "По одиночке - мы слабы, - объявил он, - но вместе мы сможем преодолеть все проблемы".
Квартет "нежелающих" и оскорбленных Россией уже не один год объединяет региональный альянс ГУАМ. Однако в Киеве после принятия хартии и коммюнике саммита, решения о создании зоны свободной торговли и таможенного союза, он теперь превращается из частного клуба в международную организацию. Ее основными целями является усиление демократии и сближение с Европейским Союзом, а также НАТО, что вряд ли понравится России.
Вновь пробудившаяся и получившая новое название "Организация за демократию и экономическое развитие ГУАМ" подчеркивает со всей очевидностью агонию СНГ, союза государств из числа бывших советских республик под эгидой Москвы. Постсоветский мир раскалывается из-за разницы в интересах стран. В Шанхайской организации сотрудничества собираются азиатские государства, ориентирующиеся на Россию. В организации ГУАМ, обязанной своему политическому рождению десять лет назад прежде всего США, и сегодня проявляющим о ней большую заботу, собираются государства, ориентирующиеся на Запад. Но обретет ли организация реальную силу, пока неясно.
Поскольку страны ГУАМ продолжают оставаться в экономической зависимости от России, прежде всего от сибирского газа. Действия в одиночку исключаются с экономической точки зрения еще надолго, к тому же слабые в экономическом отношении государства Молдавия и Грузия со своими сепаратистскими автономными республиками вписываются, скорее, в учебное понятие "failing states", государственного образования, терпящего крах. Правда, Украина придает союзу государств индустриальный вес, но она после Оранжевой революции, совершенной почти полтора года назад, пока так и не обрела своего внутриполитического равновесия. И спустя два месяца после парламентских выборов, вопрос о том, каким будет правительство в Киеве, остается делом предсказателей.
Козырной картой ГУАМ является Азербайджан, располагающий запасами нефти и газа. Президент Украины Виктор Ющенко намекнул в Киеве о строительстве новых трубопроводов в обход России, с помощью которых может быть организовано снабжение из Каспийского региона Грузии, Молдовы и Украины, а также западноевропейских стран. Уже в следующем месяце будет принят в эксплуатацию нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, ведущий из Азербайджана. Осенью за ним последует газопровод. Расширение энергетического партнерства в ответ на шантаж со стороны российского поставщика "Газпром", находящего под контролем государства, и возможная нехватка добываемого им газа в ближайшие годы может придать ГУАМ новое качество.
В данном случае президенты не очень-то обращают внимание на то, что Азербайджан не отвечает западноевропейским представлениям о демократической стране. Президент Ильхам Алиев привержен формуле, что только успешное экономическое развитие создает условия для "прогресса в демократическом развитии". Он, как одинокий путник, странствующий между мирами, будет также и впредь искать близости с Россией. В ГУАМ Алиев спекулирует на том, что исполняет будто бы роль посредника в отношениях с Москвой, с которой он не хотел бы идти на конфронтацию.
Организация ГУАМ является также продуктом неэффективности СНГ, которое часто, в лучшем случае, давало повод для не обремененной проблемами пробы сил на встречах президентов. ГУАМ к тому же это ответ на неспособность России строить равноправные и взаимовыгодные отношения с европейскими странами, появившимися в результате распада Советского Союза, - без стремления играть роль старшего брата и без всезнайства. Новые члены, Болгария и Румыния, могут способствовать интеграции ГУАМ в европейский и, прежде всего, в натовский контекст.
Западный оборонительный союз кажется многим политикам из государств-членов ГУАМ защитой от непредсказуемой России. Это может усилить российские страхи перед окружением со стороны НАТО, что вряд ли будет способствовать пониманию Москвой того, что отталкивает от нее бывшие дружественные республики ее же собственное поведение.