Новобогдановка: История болезни, или Взрывная закономерность [ Редагувати ]

Название небольшого села Новобогдановка уже давно стало для украинцев именем нарицательным. Расположенная неподалеку 275-ая артиллерийская база ракет и боеприпасов взрывается уже третий год подряд. Случайность? Совпадение? Закономерность?
Новобогдановка, Новобогдановка, Новобогдановка...
Когда снаряды в Новобогдановке начали рваться в мае 2004 года, инцидент "органично" вписался в целую череду трагедий, в которых так или иначе были виновны украинские военные: Бровары, Скнилов, Артемовск... Это лишь получившие наиболее широкую огласку случаи. Как ни прискорбно это признавать, но украинское общество к таким делам привыкло. Даже регулярно появлялись анекдоты "в тему": чего стоит хотя бы неполиткорректная шутка про осуществление украинской национальной мечты - сбить российский самолет, полный граждан Израиля... Сегодня "черные" юмористы вполне могли бы продолжить вышеприведенный список таким образом: ...Артемовск, Новобогдановка, Новобогдановка, Новобогдановка...
Вряд ли будет преувеличением сказать, что вся Украина ныне задается вопросом, почему артиллерийские склады в Мелитопольском районе Запорожской области рвутся каждый божий год? И уж тем более ответа на этот вопрос ждут жители Новобогдановки и других близлежащих сел. А еще: почему государство до сих пор не компенсировало им все убытки, которые были причинены людям еще два года назад? Куда деваются деньги, ежегодно выделяемые правительством? Это же не снаряд, они не могут взорваться, не оставив после себя никаких следов. Тем более, что средства, предназначенные для проведения укрепительных работ на самой базе, туда, в общем-то, доходят - это подтвердили многочисленные проверки и ревизии, осуществленные в 2004-2005 годах. А вот простые крестьяне обещанных денег как не видели, так и не... Впрочем, лучше, наверное, постучу по дереву.
Миллионы долларов в тротиловом эквиваленте
В 2004 году убытки Минобороны Украины из-за взрывов оценили в 2,25 миллиарда гривен (около 425 миллионов долларов), а населения - 1,5 миллиарда (282 миллиона). На ликвидацию последствий инцидента было выделено 42 миллиона гривен (около 4,5 миллионов долларов). Что называется, почувствуйте разницу.
При этом тогдашнее правительство, возглавляемое Виктором Януковичем, устами вице-премьера Андрея Клюева пообещало компенсации всем пострадавшим... которые смогут подтвердить, что получили заболевания вследствие взрывов на складах в Запорожской области. Жалобы крестьян на связь между функционированием складов боеприпасов и большим числом онкологических заболеваний в районе звучали уже давно. Но сомнительно, что в тот конкретный момент людей интересовали деньги на лечение рака - многим из них просто негде было жить. На то время уже было известно, что 15 новобогдановских домов требовали капитального ремонта, а 585 - частичного.
Специальная комиссия Кабмина под руководством Виктора Януковича назвала причиной взрывов "потерю управляемости процессом утилизации излишних и непригодных к использованию боеприпасов". Дескать, СНБО и президент Кучма лично давали указания по наведению на базе порядка задолго до трагедии, но военные их не послушали - и вот "маємо те, що маємо". Комиссия сделала нагоняй высшим армейским чинам (даже минобороны Марчуку строгий выговор объявила), спустила на места ценные указания по обеспечению безопасности на базе и благополучно самораспустилась.
Между тем, неофициально озвучивалась и версия об умышленном поджоге с целью скрыть махинации с исчезновением с базы целых арсеналов - не исключено, с целью продажи. Тогда СМИ в первый раз заговорили о том, что хранение и утилизация боеприпасов, чем в основном и занимались военные под Новобогдановкой, - весьма прибыльное дело. Последовавшие ровно через год взрывы продемонстрировали несколько вещей: нагоняй военные получили слабый, безопасность была обеспечена недостаточно (до этого проверки свидетельствовали о выполнении всех предусмотренных мер - значит, ЦУ были неправильные?), а также то, что в деле действительно замешаны большие деньги. Намного большие, чем выделяемые государством на ликвидацию последствий.
Никаких гарантий
В 2005-ом масштаб инцидента был несравнимо меньшим, нежели в предыдущем году. Но привлек внимания, наверное, даже больше, потому что молния, как говорится, ударила второй раз в одно и то же место. Кроме того, интересно было посмотреть, как аналогичную, нет, скорее даже идентичную проблему будут решать представители новой власти, к месту и не к месту декларирующей свое кардинальное отличие от власти старой.
Но ничего отличного от того, что делалось раньше, в 2005-ом сделано не было. От перемены фамилий в отчетах итоги не поменялись. Порошенко и Жвания, как и Янукович с Клюевым годом ранее, точно так же погрозили пальчиком военным, точно так же нараздавали множество бесполезных ЦУ, точно так же наобещали щедрые компенсации местным жителям. Хотя один нестандартный ход все-таки был предпринят: функции по утилизации боеприпасов 275-й артиллерийской базы передавались от Министерства обороны Министерству по вопросам чрезвычайных ситуаций. На тот момент казалось, что это вполне разумный шаг, поскольку в соответствии с законом, армейское командование формально даже не вправе было приказывать подчиненным заниматься обезвреживанием боеприпасов - солдаты должны выполнять лишь функции, предписанные законом по подготовке к обороне Отечества. К этим работам могут привлекаться лишь гражданские специалисты-контрактники, плата за риск и условия страхования которых на несколько порядков выше, чем у военных.
Сегодня, когда Минобороны и МинЧС всяческим образом пытаются переложить ответственность за новые взрывы друг на друга, мы видим оборотную сторону медали. Но тогда передача Петром Порошенко дел по утилизации боеприпасов от военных своему "любому другу" Давиду Жвании выглядела достаточно целесообразно. Особенно если учесть выделение под этот проект правительством 18 миллионов гривен и принятие специальной программы ликвидации последствий пожаров с бюджетным финансированием в размере 46,5 миллионов. Но сколько денег дошло непосредственно до военных инженеров, персонально ответственных за ход работ, вследствие отсутствия декларированных открытости и прозрачности "оранжевой" власти остается для нас с вами маленькой тайной. Зато совершенно очевидно, что жители Новобогдановки ждут своих компенсаций и по сей день. "Порадовал" тогда и Жвания, который не моргнув глазом заявил: никаких гарантий, что произошедшее не повторится в третий раз, нет. Как в воду глядел...
Эвтаназия бессильна
В 2006-ом ошеломленные жители Новобогдановки наблюдали до боли знакомую (прошу понимать это выражение буквально) картину: клубы дыма над артскладами, несущиеся с воем пожарные машины и всякие журналисты, комиссии, делегации. Янукович в этот раз не приехал, за все отдувались вице-премьер Клюев и замминистра обороны Леонид Поляков. После того, как молния вопреки всем законам логики и здравого смысла ударила в одно место третий раз, они не придумали иного выхода, как просто закрыть 275-ю базу. Правда, лишь в течении трех лет. "Ну что ж, три года взрывов пережили, переживем и еще три", - горько шутят жители Новобогдановки.
Между тем, такие планы чиновников относительно форсированной утилизации боеприпасов предполагают, как вы уже наверное догадались, существенное увеличение финансирования соответственных работ. В общем, снова вопрос в деньгах. Но никакие огромные средства, выделенные на решение проблем одной базы, не помогут устранить системные проблемы украинской армии. Тем более за три года, учитывая, что она хронически больна ими уже пятнадцать лет. Взрывы под Новобогдановкой - лишь одно из проявлений этой болезни; ее же симптомами является, например, и недавнее убийство рядового кадровым офицером. Самое печальное, что ни один из многочисленных способов лечения заметных позитивных результатов пока не дал, а эвтаназия здесь, по-видимому, не поможет.
PS Говорят, один раз - случайность, два - совпадение, три - закономерность. А четвертый раз? Будни?