Бунт в центре Европы [ Редагувати ]

Оказывается, в современном мире не так скучно жить, как думалось после развала Союза. На этой неделе в разных частях мира произошло сразу два значимых события, о которых трубят ныне все мировые СМИ. Это военный переворот в Таиланде, который от Украины далек и не сильно интересен, а также народные волнения в соседней Венгрии.
С утра 19 сентября весь мир заговорил об уличных беспорядках в Будапеште. Там антиправительственная демонстрация, насчитывающая до 10 тысяч участников, небезуспешно попыталась в ночь на 19 сентября прорваться сквозь полицейские кордоны в здание государственного телевидения, расположенное в центре города. Полусотне манифестантов, преимущественно активистам правоцентристской партии "Фидец" это удалось.
Параллельно с погромом телецентра, который продолжался полтора часа, бунтующие зачитали в прямом эфире требование к действующему левоцентристскому правительству во главе с эпатажным и резким Ференцом Дюрчанем уйти в отставку.
Убитых в ходе беспорядков нет. Они, кстати, случайно (случайно ли?) совпали с 50-й годовщиной уличных боев в Будапеште с советскими войсками. Однако пострадавших достаточно много - их число доходит до полусотни со стороны митингующих и более 100 человек в рядах охранников правопорядка.
К утру полиции удалось разогнать основную массу погромщиков, которые поджигали автомобили и громили витрины магазинов. Кроме всего прочего, подогретые скандированием цифры "56", правые герильясы осквернили памятник советским "освободителям", находящийся недалеко от телецентра. В ночь на 20 сентября беспорядки продолжились, однако борьба полиции, которая стянула дополнительные силы из провинции, велась против нескольких групп численностью в пару сотен человек. На этот раз они пытались прорваться от площади Свободы перед венгерским парламентом к офису правящей Социалистической партии Венгрии. Несмотря на массу полиции вокруг, камни в это здание все же летели.
Здесь стоит отметить несколько неточностей, растиражированных мировыми масс-медиа. А именно тот факт, что митинги начали проводиться в понедельник, что на самом деле не так. Ничто из ниоткуда не берется. Первая большая антиправительственная манифестация прошла на Площади Свободы еще в воскресенье, 17 сентября, а на прошлой неделе там же протестовали против поднятия налогов местные многодетные матери с лозунгами "Сколько шкур с нас еще можно содрать?".
Вторым мифом был распространенные CNN результаты блиц-опроса, проведенного компанией среди 500 человек, который говорит о том, что 47% процентов за отставку правительства, и, соответственно, 53% - против оной. Любой социолог скажет, что данное, с позволения сказать "исследование", необъективно в силу малого количества опрошенных. Однако мировые СМИ успели огласить и этот сомнительный факт, невольно манипулируя сознанием потребителя информации, что не делает им чести.
Третий миф основывался на том факте, что данные волнения, в которых участвовало, по данным того же CNN, до 10 тысяч, были самыми крупными, во всей посткоммунистической истории страны. Хотя это не так. Достаточно вспомнить народные протесты в 1993 и 1994 годах, в которых участвовало до 30 тысяч человек.
А толчком к беспорядкам послужила... 25-минутная запись майского заседания правительства, обнародованная 17 сентября на сайте Государственного радио Венгрии. Ее фигуранты, кстати, подтвердили подлинность.
Пленки как искра
Для того чтобы понять, с чего все началось, необходимо вернуться на полгода назад. Дело в том, что нынешнее левое правительство во главе с раздражающим половину электората Дюрчанем, во второй раз подряд, впервые за 17 лет демократизации Венгрии, пришло к власти в республике, совсем немного опередив главных своих конкурентов правоцентристов-консерваторов "Фидец". Залогом победы были популистские обещания Дюрчаня о снижении налогов и сфабрикованные данные об улучшении общей экономической ситуации. Естественно, венгры были недовольны своим правительством. Через месяц премьер-министр предложил жесткие меры "по выводу страны из кризиса", оставленного его же собственным правительством.
Среди мер, вызвавших шквал недовольства, были такие: рост цен на лекарства; повышение потребительских цен на газ на 30 %; повышение на 10-14 % цен на электроэнергию; повышение подоходного налога с 15 до 20%; повышение страхового взноса на здравоохранение на 7 %; введение налога на высшее образование; ухудшение условий доступа к кредитам на жилье, ухудшение условий для предпринимателей.
Когда была обнародована аудиозапись со словами премьера: "Я чуть не умер, когда в течение полутора лет нам приходилось прикидываться, будто мы управляем. Вместо этого мы врали - по утрам, по вечерам и по ночам", она вызвала в обществе эффект водородной бомбы. Естественно, что активистами волнений стали студенты, которые сполна ощутили на себе все прелести нововведений местных левых.
Естественно, сразу возник вопрос, кому же было выгодно подложить такую свинью премьеру. Здесь аналитики высказывают несколько версий, каждая из которых имеет право на существование. Высказывается мнение, что запись этой "встречи для избранных" журналистам передал кто-то из кругов, близких к премьеру. Об этом же свидетельствует и несколько развязное поведение премьера, запечатленное на пленке. С одной стороны делается вывод, что таким образом на свет вылилась неудавшаяся внутрипартийная борьба за кресло лидера Соцпартии против ее главного спонсора Дюрчаня.
С другой стороны выдается на-гора версия, что премьер сам инициировал обнародование разговора, чтобы подобным "слабительным" взорвать народ, который потом бы успокоился и не протестовал сильно против шоковой терапии для венгерской экономики.
Однако вторая версия выглядит менее убедительно. Тем более, что на 1 октября назначены выборы в местные советы, где левые, судя по всему, с треском пролетят. И для усиления эффекта «пролета» народу подбросили пленки, которые и стали той соломинкой, которая и переломила терпение общества. Эффектно, однако, местные правые начинают предвыборную кампанию!
Однако после того, как демонстранты с помощью водометов и слезоточивого газа были выдворены из теле центра и разогнаны, премьер-министр Ференц Дюрчань заявил, что антиправительственные выступления в Будапеште будут подавлены, а сам он в отставку уходить не намерен. А посол Венгрии в России Арпад Секей считает, что беспорядки в Будапеште - это бандитские действия. Тех, кто накануне ворвался в здание телецентра на площади Свободы, он назвал оборванцами. Однако оппозиция продолжает требовать отставки правительства, угрожая "перебросом" беспорядков на другие города Венгрии. И, судя по всему, шансы добиться своего у нее есть, хотя и небольшие.
Слишком много против
Еврокомиссар по налоговой политике и таможенному союзу Ласло Ковач, экс-глава МИД Венгрии, уже призвал соотечественников успокоиться. "Прекратить беспорядки необходимо в интересах венгерского народа, но также и всего европейского сообщества, чтобы ситуация была стабилизирована как можно скорее", - сказал еврокомиссар журналистам в Брюсселе.
Оно и не мудрено. Как пишет британская "Time": "Страна уже много лет живет взаймы. Дефицит бюджета Венгрии в этом году составит 10,1% от объема валового внутреннего продукта. Это самый высокий показатель в Евросоюзе. Срочно необходимы меры по стабилизации финансов и созданию возможностей для вхождения Венгрии в зону евро.
Поэтому, вопреки своим предвыборным обещаниям снизить налоги, правительство объявило о их повышении, а также о сокращении бюджета 2007 года на целых 2,4 миллиарда фунтов стерлингов". Для сравнения в Украине дефицит бюджета в 2007 году может составить 2,55% от ВВП.
"Быстрое развитие Венгрии в последние годы сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Будапешт стал привлекательным местом для иностранных инвестиций. Западные фирмы, особенно немецкие, переводят в Венгрию свои предприятия, а страна выигрывает от постоянного развития туризма и региональной торговли. Но ее догоняют другие", - добавляет "Time". Дюрчань отверг призывы и требования уйти в отставку. Ведь его уход невыгоден финансовым кругам Евросоюза. Инвесторы говорят, что это может вызвать крах проводимой экономической политики и уничтожить все шансы на спасение находящейся в напряжении финансовой системы. Потому Евросоюз, разочарование в котором испытывают сейчас венгры, и не хочет дестабилизации обстановки в стране.
Тем более, эти всплески народного волнения идут несколько вразрез с официальной идеологией ЕС. Ведь страны-члены этого образования взяли курс на демократию, поэтому протестов, по идее не должно быть, а они почему-то есть.
Не хочет этого и Россия. Кремль усматривает в нынешнем правительстве Венгрии альтернативу и противовес "ненадежной" Украине в Центральной Европе. К тому же любимый олигарх Путина Роман Абрамович нацелился на покупку государственной авиакомпании Венгрии "Malev", а без Дюрчаня процесс купли\продажи может затянуться надолго. Потому то все российские СМИ и клеймят протестующих "бунтовщиками" и "революционерами".
Запад переполошился. Французский обозреватель Серж Андерлен пишет: "События в Будапеште говорят о тревожной тенденции. Манифестация не сопровождалась бы такими проявлениями насилия, если бы ею не воспользовались ультраправые". Появление радикальных консерваторов на сцене действует на страны старой Европы, как мышь на женщин. Дело в том, что, как мы помним из предвыборной рекламы СДПУ(о), большинство правительств Запада - левые. Сейчас же, под натиском новых событий в мире, судя по всему, постепенно наступает крах либерализма. Об этом говорит, в том числе и все большая поддержка населением националистических идей, которая еще усилилась после провала введения Евроконституции. Из последних побед правых в Европе - приход к власти в немецком региональном парламенте в земле Мекленбург, а также получение ими нескольких кресел в правительстве Словакии. Именно последнее событие, наряду с безработицей и ухудшением условий жизни в стране подхлестнуло к выходу на сцену венгерских ультраправых. Без их участия митинг в Будапеште не превратился бы в бои против полиции.
Обозреватель Радио Свобода, Ефим Фиштейн заявляет: "Правые центристы решительно за этим не стоят. Они отмежевались от насильственного характера акции. Они участвуют в мирных демонстрациях. Скорее всего, за этим стоят неназванные еще радикалы. В Венгрии достаточно экстремистских группировок. Это хорошо проявилось и в ходе недавнего обострения венгерско-словацкого конфликта. В частности, большую активность проявляет организация, именуемая "64 жупы". Она добивается восстановления Венгрии в границах так называемой Великой Венгрии, включающей часть Румынии и Южную Словакию".
С ним согласен и аналитик Александр Трифонов, который пишет в своем материале "Остров централизации": "Восток Европы долгое время рассматривался ключевыми политическими игроками мира как своеобразный буфер между собственно Европой, еще называемой Старой, и Россией. Поэтому он изначально мыслился сильными мира сего как зона влияния, и не мог иметь собственной политики. Только Венгрия за последние пятнадцать лет пытается доказать обратное... Венгрия только на первый взгляд следует в русле проамериканской политики, характерной для стран Восточной Европы. Кроме евроатлантической риторики здесь пытаются, и довольно успешно, разыграть национальную карту. Венгрия - единственная "новая" европейская страна, где присутствует осмысленная национальная политика, не согласующаяся с общими принципами для стран-участниц ЕС. Эта политика, безусловно, правого характера, так как пытается опереться на традиционные ценности - семью, религию, а также на доктрину венгерского национализма.
Социалисты в силу вполне определенных причин не могли развивать эти идеи, когда пришли к власти. Больше трети этнических венгров проживают за пределами республики, но практически все они живут по границам Венгрии. Другими словами, существующая Венгрия с точки зрения геополитики - это только ядро этноса. Территории, заселенные венграми, находятся в Словакии, Румынии, Сербии и Украине (Закарпатская область). Политика Будапешта недвусмысленно направлена на интеграцию венгров зарубежья в собственную среду. Европейская интеграция, в частности, политика прозрачности границ и поддержки национальных меньшинств играет на руку Будапешту. На фоне все более "регионализирующейся" Старой Европы Венгрия выглядит эдаким островком централизации и в определенном смысле - этнической мобилизации. Словацким, сербским и румынским венграм выдаются венгерские паспорта, открываются ВУЗы и иные образовательные учреждения с обучением на национальном языке. Особенно далеко процесс эмансипации венгерского меньшинства зашел в Словакии".
Таким образом, события в Венгрии не являются заурядной локальной стычкой между властью и оппозицией. Здесь в борьбе за власть и влияние фактически сошлись две противоборствующие в современном мире идеологии. Кто победит в этот раз, станет известно после 1 октября, когда у наших соседей пройдут региональные выборы.