Генпрокуратура считает, что дефицит зерна возник из-за приписок [ Редагувати ]

Тем временем Киев активно наводит порядок на собственных рынках. В частности, рынке зерна. Ситуация парадоксальная: только-только говорили о рекордных продажах хлеба на экспорт и вдруг оказалось, что его, якобы, не хватает самим.
Пикантности добавило и заявление Генеральной прокуратуры о том, что ответственность понесут многие должностные лица, в том числе на высшем уровне.
Министерство аграрной политики сейчас пытается погасить некоторую панику, которая возникла на отечественном зерновом рынке. Это случилось после неожиданного сокращения предложения зерна, что и повлекло рост цен.
Руководители агропромышленного комплекса уверяют, что хлеба в стране достаточно. То есть не то, что бы с лихвой, но есть. Хлебопекарным, сельскохозяйственным и иным предприятиям при условии их бесперебойной работы до нового урожая потребуется около 2-х миллионов 200-т тысяч тонн зерновых. А запасы, содержащиеся в закромах государства, по словам министра аграрной политики Сергея Рыжука, вдвое превышают эту цифру.
Причем, в шести областях зерно даже понемногу продают. Разумеется, делают это, памятуя, что значительное сокращение объемов госрезерва на состоянии рынка сказаться может только негативно. И посему от министерства ко всем зернотрейдерам последовала настоятельная просьба воздержаться от экспорта хотя бы до осени 2003 года.
А в Генпрокуратуре тем временем пытаются понять, а почему собственно возник дефицит зерна при прошлогоднем урожае почти в 40-к миллионов тонн. Следователи, ведущие это дело, подозревают, что на самом деле хлеба собрали меньше, и без приписок явно тут не обошлось. Предполагается, что делались они на уровне местных властей. А правительство их вроде как не замечало.
Татьяна Корнякова, заместитель генерального прокурора Украины: "На тлi злочинної бездiяльностi уряду з боку органiв влади деякi особи зробили собi полiтичний iмiдж на проблемах, якi самi ж i створили, i набили кишені. В кожнiй областi встановленi приписки врожаю".
Татьяна Корнякова утверждает, что государству были неведомы реальные показатели сбора зерновых культур. А значит, оно не могло правильно регулировать его экспорт. И хлеба Украина продала за рубеж больше, чем могла себе позволить.
Кроме того, следователи обвиняют прежний состав правительства и персонально вице-премьера Леонида Козаченко в том, что государство встало на защиту интересов зернотрейдеров, а не крестьян.
Татьяна Корнякова: "Пiд тиском уряду була така вiдповiдна акцiя з експортом зерна. Протягом 3-4 лiтнiх мiсяцiв у самий несприятливий перiод було видано 54 доручення, якi практично сприяли i тисли на селян, щоб вiдбувся експорт. Цi трейдери скуповували зерно у людей за безцiнь, i звичайно ж набили собi кишенi".
В 2002 году во время сбора урожая государство не смогло организовать закупку зерна у крестьян по залоговой стоимости. Таким образом, цены на рынке фактически устанавливали исключительно зернотрейдеры. В июле и августе 2002-го года они скупали в хозяйствах пшеницу по 300 гривен за тонну. Вдвое дешевле ее реальной стоимости.
Нынешний руководитель Минагрополитики эту информацию не оспаривает. Но говорит, что просчеты вызваны объективными причинами.
Сергей Рыжук, министр аграрной политики Украины: "Ця ситуацiя виникла внаслiдок занадто недосконалих вiдносин на напрямку зернового ринку, у нас не запрацював закон по зерну, немає держагента по заставних закупiвлях".
Но что же касается отчетов о прошлогоднем урожае зерновых, то в министерстве аграрной политики вносить какие-либо правки в эти документы не планируют. Сергей Рыжук говорит, что приписок не было. Во всяком случае, массовых.
И правительство по-прежнему считает, что в 2002-м году Украина собрала без малого 39-ть миллионов тонн зерна. По словам министра, его ведомство будет придерживаться этой цифры, пока Генпрокуратура после своего расследования не назовет другую.
Когда это произойдёт, и произойдёт ли вообще, пока не известно. В Генпрокуратуре об этом не говорят. Но твердо обещают, что уж на этот раз люди, позволяющие кому-либо паразитировать на крестьянах, будут строго наказаны.