ВВС: Сирия боится стать мишенью? [ Редагувати ]

Сирия всячески пытается затруднить американское наступление в Ираке, поскольку боится стать следующей мишенью. Президент Сирии Башар аль-Асад хочет, чтобы война оказалась как можно более кровавой. Он считает, что тогда у американцев пропадет желание, покончив с Ираком, заняться его страной.
Асаду есть чего опасаться, пишет "Тагесшпигель". Как пишет газета, Сирия давно поддерживает ливанских и палестинских террористов. Кроме того, Вашингтон подозревает Дамаск в попытках разработать оружие массового поражения.
"После 11 сентября 2001 года сирийцы заявили о сотрудничестве с Америкой, чтобы не угодить в "ось зла". Теперь они, кажется, делают все, чтобы все-таки попасть туда", - заключает газета.
В то же время венская "Прессе" не находит за Дамаском особой вины и прямо советует госсекретарю Пауэллу и министру обороны Рамсфелду немного помолчать.
"Угрозы в адрес Сирии и Ирана связаны с их позицией касательно иракской войны. Страсти в мире и так накалены, и раздувать их еще сильнее было бы, мягко выражаясь, не очень мудро".
Классическая война
Иракская кампания на наших глазах превращается в "классическую войну", пишет французская "Либерасьон".
Об этом свидетельствуют как размах и жестокость боевых действий, так и готовность обеих сторон идти до конца.
Со времен войны во Вьетнаме западные демократии были вовлечены лишь в операции, ограниченные мандатом ООН и не ставившие целью полный разгром противника, продолжает газета. Их нельзя было назвать войнами в полном смысле этого слова. Например, кампания 1991 года в Персидском заливе прекратилась, как только цель, определенная Советом Безопасности - освобождение Кувейта - была достигнута.
Теперь мир возвращается на 100 лет назад. Война, как и тогда, может теперь начаться по любому поводу. Мы еще не оценили значения этого события, последствия которого трудно предвидеть в полной мере.
Всенародное осуждение
По отношению к войне в Ираке французы проявляют почти советское единомыслие. Согласно результатам последнего опроса, 78 процентов осуждают ее. Лишь незначительное большинство - 53 процента - надеется на победу США, тогда как каждый третий желает успеха Багдаду.
74 процента одобряют антивоенную позицию президента Ширака, причем наиболее активно поддерживают главу государства его оппоненты из левых партий.
Рисунок на первой полосе "Монд" изображает французское единодушие. На переднем плане видны выставленные в киоске газеты с одним и тем же заголовком: "Долой войну!", далее - демонстранты с плакатами "Долой войну!", а на фоне всего этого - прохожий, отвечающий на вопрос социолога: "Как сказал не помню кто - долой войну!".
Ключевая фигура
Британский премьер Тони Блэр может сыграть ключевую роль в урегулировании иракского кризиса, считает норвежская "Афтенпостен".
"Сегодня Блэр - единственный европейский политик, пользующийся влиянием в Белом Доме. Он отстаивает ведущую роль ООН в послевоенном устройстве Ирака. Было бы шагом в правильном направлении, если бы ему удалось возобновить диалог по Ираку с Францией и Германией".
"Хотя Норвегия не принимает участия в войне, ведущейся без санкции Совета Безопасности, Британия остается нашим важнейшим союзником и соседом по другую сторону Северного моря. Она сражается за наши общие идеалы, хотя мы разошлись во взглядах на методы достижения цели в отдельном случае", - пишет газета.
Красивая утопия
Министр иностранных дел Швейцарии Мишлен Кальм-Рей предложила публиковать поименные списки гражданских лиц, погибших в результате боевых действий в Ираке.
Идея красивая, но абсолютно нереалистичная, считает местная "Тагес-анцайгер". Ни иракское правительство, ни союзное командование просто не располагают такой информацией.
Министру следовало бы проконсультироваться с экспертами, прежде чем выступать с неподготовленными и поверхностными импровизациями.
ООН на распутье
"Главная международная организация, созданная на пепелище второй мировой войны, сегодня стоит на распутье", - пишет датская "Информацьон".
"Перед ООН были поставлены великие задачи - установить всеобщий мир, обеспечить соблюдение прав человека и научить государства жить по нормам международного права. Однако организация оказывается беспомощной всякий раз, когда одна из великих держав, пользующихся правом вето в Совете Безопасности, ставит свои эгоистические интересы выше интересов мирового сообщества", - утверждают журналисты издания.
ООН нуждается в радикальной реформе, полагает газета. Как бы ни было сложно осуществить это на практике, право вето следует упразднить или по крайне мере ограничить.
Важнейшие решения по вопросам войны и мира должны приниматься квалифицированным большинством.
Лиха беда начало
Руководство миротворческой миссией в Македонии перешло от НАТО к Евросоюзу. Масштаб миссии незначителен, однако историческое значение данного события трудно переоценить. Впервые в своей истории ЕС берется осуществлять военную операцию.
"Прежде исключительно гражданская организация, ЕС открывает для себя новую сферу деятельности", - пишет "Франкфуртер рундшау".
"Объединенная Европа двинулась по пути, в конце которого ее может ожидать превращение во влиятельную военно-политическую силу", - считает газета.
Воплотится ли эта мечта в жизнь, во многом будет зависеть от успеха македонской миссии. Пока европейские государства не проявляли особой готовности нести финансовое бремя и действовать согласованно. По мнению газеты, для проведения в жизнь совместной внешней и оборонной политики надо сформировать внутри Союза некое ядро из государств, стремящихся к ускоренной интеграции.
Гамбургская "Вельт" называет участников предполагаемого "ядра". По имеющимся у газеты сведениям, Франция, Германия, Бельгия и Люксембург планируют основать в конце апреля некое подобие оборонного альянса.
"Вельт" настроена по отношению к этой идее довольно скептически. "Европейская оборона без участия Великобритании и США невозможна, да и нежелательна".