Президентская гонка в США завершается [ Редагувати ]
В этой ситуации, уверяют американские журналисты, успех кандидатов зависит уже не от штабов, а исключительно от масс-медиа. Ведь даже одно удачное выступление может существенно изменить симпатии избирателей. Об особенностях президентской кампании-2008 - "Подробностям" рассказали американские журналисты, которые лично знакомы с каждым из кандидатов. Из Вашингтона - Дмитрий Анопченко.
Дмитрий Анопченко, корреспондент:
- Президентская гонка в Соединенных штатах в целом длится свыше полутора лет. Но благодаря американским СМИ проходит она настолько ярко что надоесть избирателю просто не успевает. Поэтому сейчас здесь в моде отнюдь не сериалы. Новости и политические ток-шоу уже который день и который месяц на верхушках рейтингов.
Три миллиона в день - астрономическую даже по американским меркам сумму - тратят на рекламу оба кандидата. Их выступлениями и видеороликами переполнен эфир и национальных каналов, и маленьких провинциальных станций.
Синди Сайнт не подкупить громкими лозунгами. Она видит эту избирательную кампанию изнутри. Говорит, за последний год с Маккейном и Обамой провела больше времени, чем с семьей. Синди признается - одной из особенностей гонки-2008 стало засилье чёрного пиара. Кандидаты не столько расхваливают себя, сколько пытаются скомпрометировать соперника. Лидирует Обама - он потратил на анти-рекламу свыше 370-ти миллионов - это рекорд во всей истории политических кампаний.
Синди Сайн, политический корреспондент:
- На финальной фазе очень много негатива. Избиратели уже жалутся - "мы так устали от этой политической грызни". Но опросы показывают - без антирекламы не обойтись. Ведь она сильнее влияет на настроения людей. Когда рассказывают каким хорошим мальчиком Обама был в детстве - это, конечно, производит впечатление, но и быстро забывается. Запоминается иное - когда кандидаты атакуют друг друга.
Сегодня даже известным американским журналистам сложно пробиться к лидерам гонки. Доступ - ограничен. Джим Малон с момента старта президентской кампании сопровождает обоих кандидатов в поездках по стране. Признаётся - ещё не так давно можно было запросто записать эксклюзив с Маккейном или Обамой. А теперь - политики журналистов не жалуют. Боятся сказать лишнее. Ведь даже малейшая оговорка будет стоить очень дорого.
Джим Малон, политический обозреватель:
- Джон МакКейн был намного дружелюбнее с прессой. Журналисты всегда ездили с ним по стране - в одном автобусе. Но теперь в штабах поняли - если оставить кандидатов один на один с прессой, может случиться все что угодно. На заключительном этапе кампании кандидаты не хотят неожиданных вопросов. Это касается обоих политиков. Но особенно - Обамы - он сейчас абсолютно закрыт для прессы.
Ещё одна особенность выборов по-американски - печатные СМИ не скрывают своих симпатий. И в редакционных статьях открыто пишут - на чьей они стороне. А вот у телекомпаний - такого правила нет. Стив Редиш, знаменитый журналист, два десятка лет проработавший на CNN, признается нам: "О своих взглядах я могу написать разве что на личной страничке в интернете. А вот по эфиру зритель не должен догадываться, кому симпатизирую". При этом, американские СМИ очень жестко отслеживают - насколько правдивы заявления претендентов - на президентское кресло.
Стив Редиш, главный редактор Voice Of America:
- Что мы стараемся делать… Когда у нас есть выступление одного кандидата, и выступление другого, мы приглашаем в студию экспертов. И спрашиваем - когда политик сказал о том-то - правда ли это на самом деле? Мы не можем просто показать двоих кандидатов и сказать зрителям - решайте сами.
Американские журналисты признаются - благодаря массмедиа избирательная кампания в Штатах всё больше становится похожей на шоу, и всё меньше - на битву мнений. Дошло до того, что во время своих съездов и республиканцы и демократы делали паузы в заседаниях, когда телеканалы показывали рекламные блоки. Эту кампанию делают СМИ - говорят люди, чьими глазами американцы видят кандидатов. И признаются - может быть благодаря этому долгая избирательная гонка так и не надоела американцам.
Из Вашингтона - Дмитрий Анопченко, Юрий Романюк, "Подробности", телеканал "Интер".