Украинские моряки арестованы в Турции [ Редагувати ]
Уже два с половиной месяца у берегов Турции под арестом находится теплоход "Василий Шукшин". На его борту - семнадцать украинских моряков. Иностранные коммерсанты, взявшие судно в аренду, просрочили платежи. А заложникам ситуации оказался экипаж. Запас воды и продуктов питания на борту корабля уже на исходе.
О том, что теплоход арестовали за долги фирмы, Валентина Ковальчук узнала в декабре от сына Вячеслава - помощника капитана. С тех пор началась её переписка сначала с судовладельцем, потом с теми, кто арендует. Всё без толку.
Валентина Ковальчук, мать помощника капитана судна "Василий Шукшин":
- Как будто это люди не с Украины, а не знаю откуда! Я вообще не понимаю. Вы смотрите - пираты сколько! И уже все поприезжали от пиратов, а это - кошмар какой-то, сколько ж они могут там стоять? Что ж они там, должны умирать, посреди этой воды?
Власти Турции арестовали "Василия Шукшина" за долг в сто пятьдесят тысяч долларов: в нескольких портах судно не рассчиталось за топливо, ремонт, стоянку. Корабль принадлежит украинской государственной компании - "Дунайское морское пароходство". Экипаж зафрахтовала отечественная фирма "Сильвер-Нот Менеджмент", а судно арендовала компания "Бардина Шип-Менеджмент Лтд", зарегистрированная на Кипре. В Одессе по указанному адресу пытаемся найти её представительство - но такого офиса не существует. Лишь по телефону удается услышать представителя кипрской фирмы Игоря Трегуба. Он заверяет главу Федерации профсоюза моряков Николая Барского - ситуация под контролем.
Едой, водой и топливом "Дунайское пароходство" обеспечило арестованный теплоход до начала марта - об этом Николаю Барскому по телефону рассказал капитан "Василия Шукшина" Геннадий Федийчук. По его словам, моральная обстановка на борту нормальная - экипаж надеется, что украинские власти, по крайней мере, помогут им вернуть документы, изъятые властями Турции.
Геннадий Федийчук, капитан судна "Василий Шукшин":
- Когда мы пришли сюда 26 декабря на рейд, то приехал агент, забрал судовые документы и забрал документы экипажа, не знаю зачем. Ну, он говорит, если будут указания свыше, мы их вам вернём, а кто там должен дать указания - ничего не понятно!
В украинском МИДе объясняют, что моряки в любой момент, как граждане Украины, могут вернуться домой. Ведь под арестом лишь теплоход. А судьба самого судна - это уже компетенция другого министерства - транспорта и связи.
Василий Кирилич, руководитель пресс-службы Министерства иностранных дел Украины:
- Виключно фінансово господарські треба врегульовувати проблеми системно генеральне консульство інформує українське Дунайське пароплавство, ми зі свого боку повідомляли Міністерство транспорту, що треба знаходити ту формулу, яка буде приємлема для агента у справі ліквідації заборгованості.
В минтрансе "Интеру" сообщили, что ситуацию изучают. Но от детальных комментариев отказались. Эксперт по морскому праву Максим Слюсаревский считает, что в данной ситуации вина собственника корабля. Ведь перед тем, как отдавать в аренду судно, говорит он, нужно убедиться в платеспроможности компании - арендатора.
Максим Слюсаревский, юрист морского права:
- В частности, через вот такие же схемы у нас всё Черноморское пароходство в своё время было разворовано. Основная компания, которая должна нести ответственность - не платежеспособна. В такой ситуации единственный шанс - это адресовать свои требования к судну, что, соответственно, приводит к принудительной реализации и к потере парохода судовладельцем.
Арест сухогруза "Василий Шукшин" - лишь капля в море, говорят в федерации профсоюза моряков. Примерно по такой же схеме, и другие компании, ссылаясь на мировой кризис, бросают суда на произвол судьбы.
Андрей Анастасов, корреспондент:
- По данным морских профсоюзов, на сегодня в общей сложности за долги могут быть арестованы около пятнадцати судов "Украинского Дунайского Пароходства". Их держат в портах Стамбула, Николаева, Одессы, Измаила и других городов. При худшем развитии сценария - теплоходы конфискуют через суды. В этом случае Украина потеряет даже не сотни тысяч - миллионы долларов.
Андрей Анастасов, Игорь Мехоношин, "Подробности", телеканал "Интер", Одесса