Новые выборы по новым правилам? [ Редагувати ]

Тема президентских выборов не дает парламентариям расслабиться. Назначением даты волеизъявления летние труды народных избранников над вопросом не ограничились. Следующий пункт - подготовка изменений профильных законов. Сказали - сделали. И сокращение кампании до 90 дней - далеко не единственное вероятное новшество.
Все, что ни делается - к лучшему. Для кандидата
Принятие народными депутатами 23 июня решения назначить-таки президентские выборы на 17 января 2010 года, как того и хотела Банковая, можно было бы воспринять как бочку меда, иллюстрирующую образовавшийся вдруг консенсус. Но ни одна емкость со сладкой субстанцией не обходится без своей порции дегтя. В данном случае в роли ложки выступило сообщение о том, что парламентарии не планируют останавливаться на достигнутом и хотят в скором времени переписать избирательное законодательство в сторону его демократизации. Тренд сам по себе не новый, но популярный, к тому же одобряемый как президентом, так и ЦИК. Эти соображения, плюс мечты спасти народ от возможного искажения результатов волеизъявления, а заодно и уменьшить через сокращение кампании нагрузку на бюджет подвигли законодателей на аврал. Менее недели спустя проверенная творческая группа "Портнов, Лавринович и партнеры" (в качестве последних выступили знатоки избирательного законодательства "регионалка" Елена Лукаш и "нунсовец" Роман Зварыч) презентовала готовый план изменений. И на следующий же день - 1 июля - 367 голосами законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты касательно выборов президента Украины" был принят в первом чтении и благословен на скорейшую подготовку ко второму.
Как и предполагалось, главное новшество, презентованное проектом, коснулось радикального сокращения забега с 120 до 90 дней. В свою очередь, пропорционально сдвинулись все "вешки" кампании: от раздела округов и участков до сроков печати бюллетеней - где было 110 дней стало 83 и так далее… Основной целью подобной новации считается сокращение затрат на проведение выборов и общее упрощение хода кампании. И, если истинность первого пункта докажет только практика, то перспективы второго пока неясны - до сих пор редкие выборы обходились без "аварий" графика, и насколько успешно удастся организовать "все то же самое", но еще быстрее, пока трудно сказать. Как бы то ни было, 90-дневный срок считается самым ярким, но единственным достижением, рекламируемым авторами законопроекта.
Основные задачи законотворческого порыва группы парламентских товарищей - это, похоже, максимальное приближение выборной "ситуации" к реальности и "латание" тех дыр, которыми в рамках "ловкости рук и никакого мошенничества" желающие активно пользовались в ходе гонок предыдущих лет. И в первом, и во втором случае многие новшества выглядят логично и убедительно, но порой оставляют странное "послевкусие".
Краткий перечень новаций, касающихся адаптации закона о выборах президента к суровой реальности, вписывается в формулировку "все для того, чтобы кандидату жилось уютнее". Так, например, вопреки мечтам некоторых депутатов (среди которых - Николай Томенко), создатели законопроекта решили упразднить норму о необходимости собирать подписи в поддержку кандидатов. Необходимость в подобном решении назрела давно. Даже члены Центральной избирательной комиссии признавали "поход с подписными листами" устаревшей формальностью. Действительно, свою функцию - подтверждение воли потенциальных избирателей - коллекционирование автографов уже давно не выполняло: подписные листы килограммами штамповались в избирательных штабах по проверенным базам данных, и устанавливать подлинность такого объема "макулатуры" - дело во многом неблагодарное…
Реакцией на отмену обязательного сбора подписей теоретически смог бы стать массированный поход на выборы незначительных политиков, которым трудно отыскать пятисоттысячную поддержку, да еще и на территории всей Украины. Но законопроект предлагает свой простой и элегантный способ бороться с такой формой "техничности" кандидатов - через залог. Как и предполагается ныне, его объем будет составлять 500 тысяч гривен. Но, в случае результативного второго чтения и президентской лояльности, залоговая сумма превратится в прямое спонсирование государственного бюджета - она не будет возвращаться ни при каких обстоятельствах.
Для того, чтобы потенциальных участников соревнования не слишком шокировали неминуемые затраты, авторы возможного закона решили сделать эпохальный шаг и рассекретить избирательные фонды. Итак, согласно нынешней редакции закона о выборах, запас денег на кампанию должен составлять 50 тысяч минимальных зарплат, а взнос от одного благожелателя - не более 25 "минималок". Нардепы справедливо рассудили, что цифры, которыми оперирует закон, далеки от реальности, и решили упросить жизнь управляющим теневыми бюджетами кампании. Верхний "порог" фонда снимается вовсе, разовый приступ материальной симпатии к кандидату увеличивается до четырехсот минимальных зарплат, а собственные средства участника забега или партии/блока, его выдвигающих, счету не подлежат. С одной стороны, как и в случае с отменой подписных листов, подобные изменения давно "просились" - 31,5 миллиона гривен (с 1 июля размер минимальной зарплаты составляет 630 гривен) - сумма, конечно, не маленькая, но явно меньше тех, которые тратятся на кампанию. К тому же, выведение фондов из тени позволит кандидатам и их штабам вздохнуть спокойнее и не переживать за договоры с цифрами, далекими от реальности, за пачки листовок с неадекватными тиражами и тому подобные "мелочи", могущие заинтересовать правоохранительные органы. С другой же стороны, существование верхнего порога фонда заставлял кандидатов минимально придерживаться "рамок приличий" (какая-никакая, но попытка внедрить "кусочек" паритетности). А после возможных изменений о "равноправии" можно забыть, зато совести станут почище. Впрочем, рассекречивание фондов - не единственный шаг, который создатели законопроекта предлагают всем сделать по дороге к кристальной честности выборного процесса.
Злоупотреблениям - бой!
Афишируя свои наработки, парламентарии поясняли необходимость принятия изменений тем, что "жить станет лучше, жить станет веселее". "Принятие предложенных мер… позволит применить механизмы защиты результатов народного волеизъявления", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Работа в этом направлении кипит. Предложенный пакет поправок вводит в закон о президентских выборах понятие госреестра избирателей и поясняет, с чем его "едят"; существенно "перелопачивает" сам закон; унифицирует нормы в кодексах (уголовном, уголовно-процессуальном и административного судопроизводства), пытаясь закрыть множество лазеек, ставших подозрительными в главную очередь после войн образца 2004 года. Во многих случаях предложенные меры выглядят логично, хоть порой и очень странно.
Среди новшеств, призванных обеспечить прозрачность процесса, едва ли не чаще всего вспоминают отказ от использования открепительных талонов. Считается, что за пределами "родного" участка в день голосования окажется не так много избирателей, чтобы это оказало заметное влияние на результат волеизъявления. Что ж, приснопамятные "карусели" могут уйти в историю. Но от нарушения прав командировочных и отпускников никуда не деться.
Сходные меры касаются противодействию подделке объемов бюллетеней. В новой версии закона закреплена необходимость предоставлять участкам объем "простыней для голосования", превышающий число избирателей не более чем на 0,5 процента. Тоже логично - нечего лишним бюллетеням будить в членах комиссии "зверя"-фальсификатора. Хотя, если глянуть с другой стороны, масштабы явки избирателей (в среднем 60-70 процентов, до 80 во втором туре выборов-2004) оставляют заметную фору для возможного вброса и без дополнительных ресурсов. И тут многое зависит от состава избирательных комиссий. По ним законотворцы планируют пройтись очень серьезно.
Не слишком сенсационные внешне, но очень существенные изменения могут коснуться формирования избиркомов и принципов их функционирования. Главное новшество - введение в качестве субъекта формирования комиссий депутатских фракций ВРУ. И, поскольку количество "комиссаров" могут жестко "отрегламентировать", картина получается интересной. Сейчас в территориальные и участковые комиссии делегировать по два своих представителя могут все кандидаты (или партии/блоки, их выдвинувшие). Если не выдвинут, ЦИК разберется. Согласно проекту закона, схема принципиально меняется. Количество членов теризбиркома (по новой версии закона - окружной избирательной комиссии) должно составить 15 человек (ранее - не менее 10), а участковых - от 25 до 6 человек, в зависимости от размера участка (было - от 12). При этом за фракциями закрепляется "право первой ночи" - их представители становятся членами комиссии в обязательном порядке. Остальные же кандидаты имеют право на выдвижение своих кадров, и оными в порядке жеребьевки будут заполняться оставленные парламентариями "пробелы". Причина подобной идеи очевидна - ранее обилие технических кандидатов могло поясняться стремлением обеспечить как можно больше "своих" от общего состава комиссии. В случае принятия поправок эта практика уйдет в прошлое. Но попутно авторы законопроекта катком проехались по возможностям кандидатов-самовыдвиженцев, права которых теперь существенно ограничены: пять оставшихся мест в окружных комиссиях на всех выглядят не слишком обнадеживающе. А ведь еще остается открытым вопрос ангажированности "фракционных" членов комиссии - будут ли они считаться "закрепленными за кандидатами", если учесть тот факт, что собственно депутатские объединения никого не выдвигают. Теоретически, проблему можно опустить - и так ясно, что члены комиссии под эгидой БЮТ или ПР будут представлять интересы Юлии Тимошенко или Виктора Януковича соответственно. Но вот уже в случае с Виктором Ющенко возникают вопросы: вряд ли его можно считать полномочным делегатом от всей фракции НУ-НС.
Кроме откровенно непаритетного принципа формирования комиссий потенциальный закон вовсю пытается воспрепятствовать возможному саботажу: и на местах, и в округах и даже в судах. Сухой перечень отдельных норм заставляет задуматься. В общем и целом, решения принимаются большинством от состава комиссий. В день голосования - большинством от присутствующих, не пришли - ваши проблемы. Чтобы избежать торможения утверждения результатов, в законопроекте оговаривается: несогласие члена комиссии с протоколом или отказ его подписать - тоже проблема члена комиссии, и на действительность протокола этот факт не влияет. Посчитать голоса по округу нужно в течение пяти дней. Не посчитали - ЦИК будет ориентироваться на протоколы с участков. А непризнание результатов голосования по всему округу, что случалось ранее, запрещается… Подобных "мелочей" в тексте правок множество. Но, конечно же, с любым произволом можно бороться. Например, жаловаться - и в комиссиях выслушают, и в ЦИК, и в судах. Только стоит отметить, что жалобы на "действия/бездействие" со дня голосования и позже, Центризбирком, например, не принимает и влияния на установление результатов они оказывать не будут. Идите в суды (2 дня после окончания голосования там жалобы еще будут рассматриваться) - в местные административные, окружные административные, в случае проблем с кандидатами - в Киевский апелляционный административный суд. Но более всего, после памятных событий 2004 года, может заинтересовать судьба итогов голосования (особенно если учесть, что оспаривать в суде протоколы окружных и участковых комиссий нельзя). Согласно потенциальным нормам, обжаловать результаты волеизъявления можно только и исключительно в Высшем административном суде Украины. По слухам, этот момент был особенно дорог сердцам "регионалов" - после прошлого раза связываться с Верховным судом, возглавляемым лояльным к БЮТ Василием Онопенко, совсем не хочется…
Как и в любом другом случае, предлагаемые поправки к действующему законодательству пестрят плюсами и минусами. Значительная часть изменений действительно может облегчить жизнь и кандидатам, и членам комиссии, и избирателям, причем необходимость во многих из них зрела годами. В то же время, ряд норм, которыми предполагается регламентировать работу комиссий и установление результатов выборов, вызывает сомнения. Конечно, желание минимизировать возможный саботаж и уменьшить объемы судебной волокиты само по себе весьма похвально. Но вот многие меры, призванные претворить это желание в жизнь выглядят несколько сомнительно с точки зрения демократизации процесса. Как бы то ни было, поправки не окончательны: впереди доработка и второе чтение. И еще неизвестно, как в следующий раз поведут себя депутаты, и какие новые правила им в самом деле нужны.