"Аниматрица" - продолжение иллюзии [ Редагувати ]
Цикл мультфильмов "Аниматрица" просачивается из интернета, с пиратских лотков и DVD - братья Вачовски продолжают превращать мир в цифровую галлюцинацию.
Список благодарностей вполне мог бы стать отдельным жанром. Когда успешный художник признается в любви и признательности предшественникам, это трогательно, будь то Тарантино, признавшийся своим "Криминальным чтивом" в любви к вскормившей его макулатуре, или Феллини, отдавший должное собственному детству в "Амаркорде". Список благодарностей братьев Вачовски "Аниматрица" трогателен вдвойне.
И дело не только в удвоении братской фигуры. Сочетание артистизма, наивности и любви к кино, элегантность самой затеи - выпустить цикл анимационных мифов и легенд "Матрицы", пригласив художников стиля аниме, ковавшего победу "неспящих", когда про Нео еще никто не слышал, - все это делает сборник мультфильмов "Аниматрица" по сценарию братьев Вачовски невероятно изысканным проектом.
Одну из частей сериала "Последний полет "Озириса"" желающие уже посмотрели в качестве аперитива перед хоррором "Пункт назначения". Сделанный в стиле "Последней фантазии", 11-минутный "Полет", в сущности, принес больше радости, чем "Матрица: перезагрузка", которую он должен был рекламировать. Поэзия боевой хореографии, тонкая эротика цифровой анимации, а главное - настроение, еще не забытое с первой части сериала, сделали этот небольшой фильм пронзительным безупречным эскизом, наброском на полях, которые помнят лучше самого текста.
Остальные части проекта становятся все доступнее, "Аниматрица" просачивается в нашу реальность со всех медийных носителей - с официального сайта, с пиратских лотков, с обещанных в июне DVD.
Всего в цикле восемь историй. Среди них есть предыстория "Матрицы" в двух частях. "Второе возрождение" рассказывает о том, как цивилизация людей погрязла в свинстве и эксплуатации роботов. Роботы восстали, началась война, которую человечество проиграло. Поскольку солнце затмили тучи, созданные для борьбы с машинами, роботам пришлось использовать людей в качестве батареек. Картины бунтов, массовой истерии и полицейской хроники, грязные окопы, из которых солдаты-гуманоиды стреляют в солдатов-андроидов, и прочие апокалиптические видения эпохи высоких технологий грешат банальностью, но спотыкаются на образе Всадника, привносящего необходимую эпическую ноту.
История от самого маститого режиссера Есиаки Кавадзири называется "Программа". Кавадзири, снявший близкие к гениальности "Манускрипт ниндзя" и "Охотника за вампирами D", остался верен своей пластичной готической стилистике. В пространстве учебной программы происходит бой между двумя повстанцами - женщиной и решившим вернуться в Матрицу мужчиной. Программа декорирована под японский интерьер, цифровые призраки в доспехах самураев бьются среди буддийских арок и крыш пагод.
С каждым новым сюжетом становятся все отчетливей причины, по которым этот фильм занял такое внушительное место в современном кино. Почти ничего нового - и масса оттенков, намеков, набросков. Осколков культуры, собранных Вачовски в витраж "Матрицы". В каждом осколке - солнце узнаваемых мотивов, ярко сверкающих в "Аниматрице". Вот сюжет под названием "История детектива", честно признающая влияние старого фильма-нуар на хай-тек триллер о людях-батарейках. Вот история о боевом роботе, похожем на опасное насекомое, которого люди затянули в виртуальное пространство со странными сияющими ангелами - снятся ли ему электроовцы? Вот призрачный сюжет "За пределами" - кристаллический сгусток японской анимации, изящной и болезненной.
В сущности, "Аниматрица" - это путеводитель по банальности. Банальности того особого рода, что будит только радость узнавания, а не скуку повторения. Ту же радость узнавания, которую будила первая "Матрица", - физиологическое удовольствие от того, что кто-то заново собрал мир из привычного хлама.