Коалицию законом выбивают [ Редагувати ]

Верховная рада наконец-то выполнила давнее желание Конституционного суда. Депутаты согласились с тем, что их регламент должен быть законом. Но не успел документ собрать нужные подписи, как на его основании принялись хоронить коалицию - ее, по мнению оппозиции, не существует вовсе.
Окрыленная успехом своего лидера Партия регионов взялась ковать железо, пока горячо. Уже 9 февраля спикеры из "региональных" рядов начали активно обещать, что в ближайшем будущем (в случае Василия Грицака речь даже зашла о "в четверг") переезжающий в президентское кресло глава оппозиции получит в свое распоряжение дееспособное парламентское большинство. Чтобы амбициозные планы не звучали голословно, представители ПР запаслись ворохом аргументов. Один из них – давно опробованная угроза "обнулить" парламент, ежели что пойдет не так. "Если все украинские политики, которые представлены в парламенте, возьмутся за выход из кризиса, то коалиция может достаточно долго проработать. Если же такого не произойдет, то роспуск парламента - это единственный выход из создавшейся ситуации", - продублировал недавнюю позицию лидера Борис Колесников. Но не роспуском единым – свою роль антикоалиционого оружия сыграла вдруг проблема, регулярно откладываемая в долгий ящик.
Как известно, одним из дежурных камней преткновения между парламентариями и членами Конституционного суда уже не первый год является "формат" регламента Верховной рады. Опираясь на Основной закон, судьи периодически (начиная с 1998 года) настаивали на том, что правила парламентской игры должны быть приняты законом. А документы, принятые постановлениями, признавались несоответствующими Конституции. Депутаты же возвращали ситуацию на круги своя, за что снова заслуживали нелестный вердикт КСУ. Очередное желание сделать очередной оборот в рамках привычной круговерти обычно обуревало стороны конфликта в моменты парламентской истины – когда на кону стоял какой-либо серьезный вопрос. Первые дни "послетурья" не стали исключением – 10 февраля народные избранники решили пойти навстречу критикам и с подачи "регионала" Александра Ефремова принять-таки долгожданный нормативный акт.
Отталкиваясь от впечатляющего результата в 368 голосов, можно предположить, что парламентарии всецело поддерживают мнение, высказанное автором законопроекта в пояснительной записке: "Однако, до этого времени, закон о регламенте не был принят, что порождает много организационных, процедурных и других проблем в деятельности Верховной рады Украины", - чем демонстрируют впечатляющую самокртичность. И все же, причины того, что законодатели "вдруг" опомнились, скорее всего, лежат на поверхности. Заключаются они, вероятно, в необходимости максимально эффективно (а главное – без последствий вроде возможной оценки степени адекватности процедуры Конституционным судом) провести ротацию правящего большинства.
Основной задачей настроенных на блиц-криг "регионалов", надо полагать, является максимально быстрый "развод" членов нынешней коалиции. Как минимум, две готовых на все фракции (помимо парламентского филиала ПР) уже в наличии. О своей готовности "принимать неординарные решения" еще 8 февраля с места в карьер заявил Петр Симоненко. Лояльно на "прорегиональное" парламентское будущее смотрят и в Блоке Литвина. Там не скрывают своего неодобрения "перезагрузочным" сценарием, и во имя сохранения статуса-кво и, по всей видимости, спикерства Владимира Литвина готовы вовсю рассматривать варианты. Но для достижения желанного результата в 226 голосов объединения усилий самой большой фракции и двух самых маленьких недостаточно. На кону стоит НУ-НС, в котором "Регионы" рассчитывают завербовать не менее сорока "штыков", а Николай Мартыненко надеется удержать под контролем 50-60. С учетом общей численности фракции – 72 представителя народа (вернее, после смерти Ивана Сподаренко – пока 71; объявленный вместо него депутатом Виктор Матчук еще не принес присягу) – калькуляции у соперничающих сторон не сходятся. Главная проблема – 37 голосов, которые могли бы вывести фракцию из одной коалиции и завести ее в новую. Но, возможно, нынешние "меньшевики" хотят обойтись малой кровью.
После того, как БЮТ уменьшился в объеме на три депутатских единицы, для ее "похорон" вполне достаточно торжественного ухода почти ангажированных 20 "литвиновцев". Но, согласно почти узаконенной 10 февраля версии регламента от 19 сентября 2008 года, переформатирование парламентского большинства – дело хоть и не слишком хитрое, однако достаточно растянутое во времени, чтобы ни о каких двух днях речь не шла. Если фракция желает покинуть стройные ряды действующего депутатского альянса, ее руководство должно предупредить партнеров о своем решении в письменном виде и не менее чем за десять дней. С учетом необходимости решить некоторые организационные вопросы (например, тематическую публикацию в "Голосе Украины") обернуться "до четверга" при таких требованиях крайне затруднительно, поэтому, со слов Анны Герман, "регионалы" перенастроились на "на следующей неделе".
И все же знаменем успешного расшатывания парламентского большинства остается свежепринятый регламент. Лозунг для атаки противника "регионалы" избрали простой и элегантный: коалиции не существует просто потому, что не существует. По мнению Александра Ефремова, нынешнее объединение фракций, во-первых, создавалось с нарушениями, во-вторых, у "большевиков" есть проблемы с наличием обязательного по регламенту приложения из не менее 226 подписей. Поскольку в декабре 2008 года подписание коалиционного соглашения "союза трех" было гвоздем политического сезона, объектом основных претензий, вероятно, все-таки будет количество обязательных автографов.
В своих претензиях "регионалы" местами правы. Стоит только вспомнить, с какими сложностями в 2008 году "нунсовцы" аккумулировали минимально необходимые для легитимизации решения фракции 37 голосов, чтобы усомниться в том, что остальные появились под документом постфактум. К тому же за прошедшее с тех пор время число подписей еще и подсократилось – например, за счет торжественного отзыва автографов УНП-истов Александра Клименко и Ярослава Джоджика в октябре 2009 года. В таком случае, в ближайшее время следует ожидать бурного выяснения, кто во фракции считает себя членом большинства, а кто убежден, что он на вольных хлебах…
Сосредотачиваясь на "подписном" вопросе, представители оппозиции и в самом деле выполняют необходимые упражнения из комплекса "Падающего – толкни!". Но результаты подобного усердия чреваты и для самих "регионалов". Если руководству "большинства" не удастся продемонстрировать необходимые, согласно регламенту, подписные листы, на существовании "тройственного союза" его оппоненты постараются поставить жирную точку. Но дальнейшая тренировка внимания к букве закона может рикошетом ударить и по сторонникам Виктора Януковича. Согласно проверенной и одобренной КСУ норме, коалицию создают не депутаты (а, значит, закрывается доступ к использованию внефракционного ресурса), а фракции. Следовательно, для комфортного существования "регионалам" нужно сейчас объединить вокруг себя не просто КПУ, БЛ и НУ-НС, но и собрать подписи каждого депутата из этих группировок. Если с коммунистами и "литвиновцами" этот процесс может пройти сравнительно безболезненно, то "нунсовцы" обещают стать большим затруднением. И дело даже не в том, что не найдется 37 голосов, тут все зависит от степени желания и широты возможностей. А в том, насколько 37-40 автографов устроят будущих коалициантов, если регламент требует все 72… Варианты, конечно, возможны. Например, попытаться доказать, что для нормального функционирования коалиции достаточно 226 подписей, а не всего реестра депутатов, входящих в состав фракции. Правда, на буквальное прочтение регламента, на которое "регионалы" опираются в нынешней ситуации, подобное поведение было бы не слишком похоже… Другой вариант – попытаться экстренно раздробить НУ-НС на минифракции, начав, пожалуй, с объявления о том, что блок прекращает существование, ведь регламент полагает: один блок = одна фракция – и посмотреть, что из этого получится. С учетом вербовки коммунистов и "литвиновцев" для успеха проекта "226" ПР достаточно "подобрать" микрообразование в 15 депутатов (минимальный размер фракции, вот только эти 15 должны быть членами одной партии) – и программа-минимум выполнена. С другой стороны, не исключено, что разобщенный НУ-НС оказался бы более мобильным, и его части в сочетании с вновь обращенным БЛ смогли бы создать более действенную коалицию с БЮТ в пику оппозиционерам. Поверить в это весьма затруднительно, но кто знает, кому насколько повезет в нелегком торге за лояльность "миноритариев". Тем более что в конечном итоге может оказаться, что, чем долго, многоэтапно, с проблемами и без гарантии результата разрушать одну фракцию, проще поменять правила игры или избрать порцию новых. А если под гнетом регламента одна коалиция рухнет, а на смену ей из-за него же не придет другая – избежать одного из двух этих вариантов будет трудно.