Борьба за комитеты [ Редагувати ]

1 апреля Блок Юлии Тимошенко заявил о своей готовности отозвать с постов глав и заместителей глав комитетов своих депутатов. "Мы приняли решение отозвать всех руководителей, первых заместителей и заместителей из комитетов, которые мы сегодня имеем, для того чтобы полностью разблокировать процесс переформатирования (руководства комитетов) на протяжении буквально недели", - заявил глава "бютовцев" в Верховной раде Иван Кириленко. Новосформированная оппозиция обвиняет правящую коалицию в нарушении закона Украины "О регламенте Верховной рады". По мнению Тимошенко со товарищи "регионалы" просто обязаны отдать им комитеты. В Партии регионов пока хранят молчание.
Теневое правительство и контроль над Кабмином в придачу
За день до ультиматума БЮТ начал действовать теневой Кабинет министров – оппозиционное правительство. Что интересно, глава БЮТ – экс-премьер-министр Юлия Тимошенко не только не назвала участников этого правительства, но и сама не входит в его состав. Главой теневого кабинета стал верный соратник Тимошенко Сергей Соболев. Что же касается остальных "министров в тени", то даже к презентации оппозиционного правительства кандидатуры троих из них не были определены лидером БЮТ. Оппозиционное правительство теперь не только дань моде и не попытка походить на Великобританию, где традиция теневого кабинета имеет свою историю, но и прописанный в регламенте Верховной рады дополнительный орган парламентского контроля. Согласно статье 72 закона "О регламенте", парламентская оппозиция может создать из числа народных депутатов оппозиционное правительство, которое имеет ряд полномочий: получать информацию от Кабмина и копии принятых им актов, мониторить деятельность правительства и других органов исполнительной власти, контролировать разработку и выполнение государственного бюджета Украины. При этом функционирование оппозиционного правительства оплачивается за счет налогоплательщиков.
Кроме того, БЮТ выступил с требованием к коалиции предоставить в свое распоряжение ряд парламентских комитетов. В первую очередь БЮТ интересуют места глав комитетов по вопросам бюджета, регламента и депутатской этики, свободы слова и информации, а также правосудия. Что интересно, данный перечень комитетов почти совпадает с тем, что присутствует законопроекте "О парламентсокй оппозиции". Напомним, в 2007 году "бютовцами" был разработан проект закона Украины "О парламентской оппозиции", который народные депутаты отправили на доработку. Одним из инициаторов данного законопроекта была Юлия Тимошенко. В случае его принятия, этим законодательным актом предусматривалась передача парламентской оппозиции мест глав комитетов Верховной рады по бюджету, свободы слова и информации, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, прав человека, нацменьшинств и межнациональных отношений. Но тогда законопроект так и не был "доведен до ума". Очевидно, Тимошенко, пребывающей при власти, невыгодно было усиление ее конкурентов. А допускать "регионалов" до "святая святых" – бюджета - Юлия Тимошенко явно не собиралась. Перспективы у БЮТ после перевыборов 2007 года были лучезарные, в оппозицию "тимошенковцы" не собирались. Но грянул кризис, а затем и выборы президента Украины. И стало ясно, что закон "О парламентской оппозиции" было бы неплохо и принять. 3 марта 2010 года на встрече с новым президентом Украины Виктором Януковичем Николай Томенко, бывший тогда вице-спикером Верховной рады, заявил "Мы убеждены, что эффективная, европейская парламентская оппозиция будет важным и полезным инструментом для демократии в Украине", - и предложил принять-таки закон "О парламентской оппозиции". Только теперь уже "регионалы" не захотели отдавать ни капли власти в руки "бютовцев".
И вот, спустя почти месяц, 31 марта представители депутатских фракций собрались на заседание регламентного комитета. Но согласия по поводу состава комитетов так и не было достигнуто. Что неудивительно. Заявления БЮТ о противоречии действий "регионалов" закону "О регламенте" не соответствуют действительности. Согласно упомянутому закону, оппозиция допускается лишь к первоочередному выбору должностей в парламентских комитетах лишь в момент их создания. Об этом гласит глава 16 закона "О регламенте". Знают это и в Партии регионов. "Если мы сегодня войдём в систему переформатирования комитетов, то, как минимум на 2 месяца остановим работу парламента. В регламенте прописано, что оппозиция имеет первоочередное право в условиях формирования ВР определять тот комитет, который считает нужным, но на момент формирования ВР", - заявил депутат от ПР Александр Ефремов.
Наравне с министрами
Зачем же оппозиция так упорно настаивает на этих должностях? Упорно настолько, что грозится заблокировать работу парламента. Ответ становится ясен при более детальном рассмотрении того, чем же являются украинские парламентские комитеты. В отличие от большинства европейских стран, где комитеты в парламенте есть, но они либо временные (комиссии), либо не имеют четкой специализации, комитеты в Украине – "отраслевые". И полномочия у них – существенные. Так, комитет может контролировать "свое" министерство, которое должно предоставлять исчерпывающую информацию на тему запроса. Есть у парламентских комитетов и ряд других полномочий. Именно поэтому зачастую многие из депутатов правящей коалиции, кто бы ее ни формировал, предпочитают стать главой комитета, а не главой министерства. В первом случае сохраняется депутатский мандат, неприкосновенность, а во втором – и первого, и второго человек лишается. Зато у него прибавляется ответственности. Нужно работать, решать проблемы отрасли. Более того, министерскую должность можно потерять. И тогда у экс-министра весьма туманное будущее. А вот должность главы комитета ни к чему особенно не обязывает. Более того, если ее и потерять, что маловероятно, то "простым" депутатом ты все равно остаешься. Вот почему "первые номера" в избирательных списках как БЮТ, так и ПР не рвутся в правительство на руководящие должности. Например, Сергей Терехин – один из наиболее влиятельных "бютовцев", в бытность Тимошенко премьер-министром так и остался главой комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, а не пошел на должность министра экономики Украины. Хотя опыт работы главой Минэкономики, да еще и при премьере Тимошенко у него имеется.
Министерства должны отвечать на все запросы комитетов в первоочередном порядке. Рекомендации комитетов подлежат обязательному рассмотрению в органах государственной власти. Про результаты рассмотрения комитеты оповещаются в четко установленный срок. Более того, парламентские комитеты взаимодействуют со Счетной палатой Украины, а также влияют на разработку проекта бюджета. При желании, комитет может не только "засыпать" запросами и рекомендациями профильное министерство, но и инициировать процедуру снятия с должности его руководства. Более того, комитет может повлиять на финансирование того или иного органа власти, принимая участие в разработке бюджета по своему профилю.
Именно поэтому ни БЮТ, ни ПР не намерены сдаваться в битве за комитеты. "Мы предложили нашим коллегам комитет по свободе слова и информации, учитывая, что только там есть вакансия. Мы предложили поменяться комитетами. А именно: пусть оппозиция передает нам какой-то комитет, и тогда мы готовы отдать им комитет, где есть вакансия. Но со стороны оппозиции звучат ультиматумы. Так не будет. Поэтому сегодня мы будем предлагать ВР, чтобы она рассмотрела проект постановления, чтобы новые депутаты были включены в комитеты и начали работать с завтрашнего дня", - сказал 1 апреля "регионал" Александр Ефремов. А "бютовцы" грозят блокировать трибуну и заявляют об узурпации власти "регионалами". "Партия регионов и ее союзники пытаются превратить законодательный орган государства в инструмент обслуживания интересов одного политического клана", - говорится в заявлении БЮТ.
Судя по всему, в Украине ожидается новый виток борьбы за власть. Только теперь политики будут биться не столько за власть саму по себе, сколько за возможность контроля над властью. Сколько продлится этот бой, не знает никто. Меж тем, именно парламентская нестабильность была главным препятствием для получения Украиной международной помощи.