Волынская трагедия. Прощение вместо споров [ Редагувати ]
Сегодня на кладбищах волынского села Павливка (бывший городок Порицк) поминают жертв кровавого украинско-польского конфликта, которому история отсчитала уже 60 лет. Благо, на этих землях уже несколько десятилетий не льется кровь, однако конфликт этот продолжается. Не только среди непосредственных его участников, родственников его жертв, среди изгнанных из своих домов на Волыни, Подолье, Покутье, Подляшье, Надсянье, Холмщине, Лемковщине...
Их количество с каждым годом уменьшается, и старые раны постепенно заживают. Тем не менее, продолжается конфликт в среде историков и политиков, которые стараются использовать кровавые события межнациональной бойни в своих интересах или просто для обретения лишней популярности, - пишет львовская газета "Поступ".
Казалось бы, десятки семинаров историков обеих стран, которые проводились несколько лет назад для согласования противоречивых вопросов нашего общего прошлого, должны были бы выработать какую-то общую позицию.
Принимались даже соответствующие согласовательные протоколы, которые должны были бы стать указателем для политиков. Однако прошло несколько лет, и 60-летие конфликта стало новой возможностью для политиков, которых мало интересуют работы объективных историков.
Очевидно, что заявление, которое приняли накануне официальных мероприятий парламенты Украины и Польши, содержат в себе много противоречивых моментов. Так, правые партии польского сейма требовали включить в заявление формулировку "геноцид польского народа". В свою очередь, ряд украинских политиков документ не устраивал тем, что он якобы однобок и необъективен, косвенно своими формулировками делает жертвами только поляков. Депутаты из оппозиционных фракций требовали подчеркнуть в заявлении, что события на Волыни были трагедией как польского, так украинского народов.
В конце концов, заявление едва не "провалили" - 227 голосов "за". Ситуация в польском сейме была не менее напряженной, но принятие документа украинцами стало хорошим знаком, и поляки все же утвердили его. Голосование проходило накануне официальных мероприятий и его непринятие стало бы "плохим багажом", который президентам пришлось бы привезти на Волынь.
Такой багаж хотели вручить президенту многие депутаты, отвергавшие согласованное ранее украинско-польской комиссией заявление. "Пусть умение прощать станет фундаментом лучшего будущего, добрососедства и украинско-польской дружбы", - эти слова от имени парламента в день поминовения могли и не прозвучать.
Сегодня тяжело возразить, что жертв с обеих сторон было много, а погибло ли больше украинцев или поляков - вопрос в деле примирения и поминания невинно убиенных второстепенный. Более того, раздувать его - значит теребить старые раны, отчего болят они только сильнее. Но те люди, которые делают громкие националистические заявления, этой боли, скорее всего, никогда не ощущали.
Накануне дня поминовения неприятно было слышать от Юлии Тимошенко, что украинцев будут уважать только тогда, когда "наше достоинство будет высоким". Лидер БЮТ заявила, что дружественные отношения между двумя странами невозможны, "когда одна страна стоит на коленях".
Почему же мы так боимся стать на колени, просить прощения, отбросить амбиции и помянуть невинных жертв во имя примирения? Разве не от этого "наше достоинство станет высоким"?
Тарас Стецькив из "Нашей Украины" ругал 16 коллег по фракции во главе с лидером Виктором Ющенко, которые поддержали заявление: "Этим решением они пренебрегли памятью миллионов украинцев, воевавших за независимость", - говорит Стецькив.
Не имели никаких замечаний к тексту заявления только фракции большинства - "Европейский выбор", "Регионы Украины", ТУ-ППУ. Хотя по мнению обозревателей, их позиция скорее обусловлена не идейными убеждениями, а настоятельной "просьбой" президента, - пишет "Львовская газета". Как отмечает Gazeta Wyborcza, принимать это решение было легче фракциям политиков с востока и юга Украины, где вопросы польско-украинской истории не вызывают больших эмоций.
Главное, заявление все же было принято. Ведь могилы жертв братоубийственной войны - не трибуна для выражения собственных амбиций, сиюминутных порывов чувства национального достоинства. У этих могил нужно просить прощения друг у друга - украинец у поляка, поляк у украинца. Нам не нужно ждать извинений. Найти в себе силы попросить извинения первыми - в этом человеческое достоинство, без которого национальное невозможно. Нужно молиться вместе - молиться о мире, о взаимопонимании между людьми разных национальностей.
Насилие нельзя оправдать. После кровавого террора революции, голодомора и репрессий для построения "светлого будущего" неприятие насилия у нас должно быть даже острее, чем у поляков. Никакая благородная цель, даже борьба за свободу и независимость, не может оправдать убийства невинных женщин и детей...