Демократы оказались в оппозициях [ Редагувати ]

27 апреля украинский парламент внес изменения в закон "О регламенте Верховной рады Украины", согласно которым теперь может существовать несколько оппозиций. Помимо этого правящая коалиция упростила процедуру избрания первого вице-спикера. Пока еще единая оппозиция говорит об ущемлении ее прав и призывает все оппозиционные силы быть сплоченными перед лицом опасности.
Раздробленная оппозиция
Норма о существовании нескольких оппозиций может серьезно подорвать единство существующих оппонентов власти и привести к созданию карманных коалиций. По крайней мере, так уверены в БЮТ. "Фактически это легализация карманной оппозиции, поскольку такая норма дает возможность создавать любое количество оппозиционных фракций для того, чтоб не допустить реального сопротивления парламента действующей власти", - негодует заместитель главы парламентского комитета по вопросам регламента, "бютовец" Сергей Сас. С тем, кто будет "карманной оппозицией" в БЮТ определились давно. Еще в январе 2009 года Юлия Тимошенко обвинила Арсения Яценюка в том, что он спонсируется Дмитрием Фирташем. "В кулуарах Верховной рады все связывают господина Яценюка с господином Фирташем. Все говорят, что Фирташ финансирует этот новый молодой проект", - сказала тогда лидер БЮТ. Яценюк на такие слова обиделся. "Это грязные технологии... Пусть так не переживают: до президентских выборов еще далеко", - сказал нынешний лидер "Фронта перемен". Второй в очереди на роль "карманной оппозиции" – Виктор Ющенко и те политические силы, которые его поддерживают. Сам Ющенко после своего ухода с поста президента Украины обещал подумать над созданием нового политического проекта, который "сможет объединить всю Украину". Естественно, без Тимошенко. После субботнего митинга сил оппозиции у стен Верховной рады, казалось бы, она будет объединяться. Но не так все вышло, как хотелось бы. В день принятия поправок в закон "О регламенте" Виктор Ющенко окончательно развеял все сомнения – объединяться с Тимошенко его политическая сила не будет. "Что такое объединение с Тимошенко, скажите мне? Я дважды объединялся с Тимошенко, объединялся и результат был один - глубокое и еще более глубокое раздробление патриотических и демократических сил", - сказал экс-президент Украины.
Между тем, Тимошенко все еще надеется собрать оппозиционные силы под одно крыло. "Чем бы ни упрекал меня сегодня Виктор Андреевич, другой лидер оппозиции, я буду со своей стороны делать все только на объединение. Я не буду отвечать неправдой на неправду, злом на зло, агрессией на агрессию в демократическом лагере. Сейчас только объединение, я всех к этому призываю", - ответила на слова экс-президента Юлия Владимировна. А днем позже на сайте БЮТ появилось ее обращение, в котором Тимошенко выступает за создание органа, который бы мог координировать действия оппозиции. "Я убеждена, что в Украине должен быть создан координационный орган. Не имеет значения даже, какое он будет носить название. Координационный орган, где должны за один стол сесть все лидеры оппозиционных партий, все региональные лидеры и, кроме того, - лидеры общественного мнения", - сказала Тимошенко.
Тем не менее, не исключено, что в случае провала идеи объединенной оппозиции, "на орехи" достанется все тем же Ющенко и Яценюку. Именно их политические силы назовут "карманными оппозициями", ведь только эти политические силы имеют хоть какой-то вес на политической арене. Анатолий Гриценко, который начал часто появляться в медиа-пространстве после подписания "харьковского пакта" – пока слишком слабый игрок, чтобы с ним считаться. Судя по его риторике, он это осознает. А потому в риторике не отстает от Тимошенко, в том числе и в вопросах, касающихся оппозиции. Так, описывая события в украинском парламенте в день ратификации соглашения по ЧФ РФ, Гриценко пишет: "Оппозиция – в том состоянии, в котором она есть – истощенная, разъединенная, с казачками и предателями внутри, сегодня сделала максимум возможного".
Таким образом, Юлии Владимировне необходимо привлечь на свою сторону две политсилы – Яценюка и Ющенко. И вряд ли ей это удастся. Тандем Ющенко-Тимошенко украинцы привыкли воспринимать как провальный, неудачный и бесперспективный. За период президентства Ющенко нормальные отношения у него с Тимошенко были лишь в первые месяцы после избрания его президентом. А дальше была вражда жестче, чем противостояние с "регионалами". А Яценюк вряд ли захочет последовать примеру Сергея Тигипко и уйти в тень более тяжеловесного политического игрока. Сейчас Тигипко фактически исчез из медиапространства. СМИ вспоминают о нем не столько, как об отдельном политическом игроке, сколько как об одном из вице-премьеров, не имеющем реального влияния на правительственную политику в вверенной ему сфере. Но даже если случится чудо и Тимошенко объединится с этими политиками, ей придется завоевывать доверие рядовых украинцев. Пока, согласно опросу компании Research & Branding Group, 50% граждан Украины считают, что сейчас нет сильной оппозиции. Кроме того, 38% опрошенных полагают, что Тимошенко является единственным лидером оппозиции, с чем не согласны 47% респондентов.
Бумажные угрозы
Насколько важны принятые поправки к закону "О регламенте"? Неужели, их непринятие обеспечило бы оппозиции монолитность? Вряд ли. Как показывает практика, успешность оппозиции в демократических государствах не всегда зависит от законодательного закрепления ее уникальности. Лишь одна страна в Европе имеет закон, регламентирующий деятельность оппозиции – Португалия. Сколько бы БЮТ не пытался протащить "закон об оппозиции", этой политической силе следует помнить: такой закон – не панацея. Равно как и внесенные изменения в регламент Верховной рады. Какие права у оппозиции в соответствии с регламентом? По сути – никаких существенных. Да, оппозиционеры могут выступать по 5 минут по ряду важнейших вопросов. Да, оппозиционное правительство может получать отчеты от Кабмина и "готовить предложения". Контроль над осуществлением бюджета возможен оппозицией лишь "в рамках парламентского контроля". Как и многое другое. Т.е. "официальный" оппозиционер минимально отличается от оппозиционера "не официального". На эффективность деятельности оппозиции эти изменения не повлияют. Если, конечно, эта эффективность есть.
Так, показательным является тот факт, что Юлия Тимошенко, которая призывает объединиться все оппозиционные организации, и "консолидировать политические силы в каждом регионе нашего государства, в каждой области, городе, районе" не может уследить за собственной политической силой. 29 апреля пятеро депутатов Харьковского горсовета заявили о создании депутатской группы "Харьков – Вперед!". Эти депутаты ранее вышли из партии "Батькивщина" из-за несогласия с политикой Тимошенко. Таким образом, что бы ни говорила Юлия Владимировна, но изменения в регламент Верховной рады не затрагивают горсоветы. А "оппозиция" дробится и на низших уровнях.
Не менее демонстративным является и тот факт, что впервые подобные изменения в регламент предложили внести 15 марта депутаты-"нунсовцы" Николай Мартыненко и Анатолий Матвиенко, которые в правящую коалицию не входят. Но и Тимошенко не очень жалуют. Это значит, что и до 27 апреля коалиция была не очень-то монолитной. И Тимошенко это прекрасно осознавала. Ведь именно 15 марта, когда законопроект Матвиенко и Мартыненко рассматривался в парламенте, она сказала: "Нужно иметь мужество признать ошибки противоборства между демократическими силами, но признать их для того, чтобы больше не допускать". И сегодняшняя политическая действительность свидетельствует, что оппозиции далеко до единства. Ведь единства не было и тогда, когда эти политсилы были у власти.
Для того, чтобы хоть как-то изменить ситуацию нужно менять не только регламент, нужно менять избирательное законодательство – запретить наконец избирательные блоки партий. Это станет гарантией не попадания в парламент "сборных солянок" наподобие НУНС, которые зачастую и являются "слабым звеном" что в правящей коалиции, что в оппозиции. Во-вторых, необходимо отказаться от практики вхождения в правящую коалицию отдельных депутатов. Помимо законодательных инициатив, необходимы усилия и со стороны руководства партий. Пора бы наконец-то поработать. Хотя бы чуть-чуть. Хотя бы головой. И тщательно обдумывать избирательные списки, а не наполнять их "денежными мешками", которые при удобном случае переметнутся к оппоненту. В этом политикам мог бы помочь народ – достаточно лишь сделать избирательные списки открытыми.
В противном же случае, можно хоть в Конституции прописать "уникальность" оппозиции в парламенте. Сплоченней от этого она не станет.