Пандемия гриппа А/Н1N1 - воспаление хитрости? [ Редагувати ]
Пандемии, о которой мир говорил минувшие осень и зиму, оказывается, не было. К таким выводам пришла Парламентская ассамблея Совета Европы, изучив ситуацию с заболеваниями свиным гриппом. Евродепутаты обвинили чиновников из Всемирной организации здравоохранения в истерии и создании панических настроений - и не без корысти для фармацевтических компаний, считают в Европарламенте.
Расходы стран, поверивших в пандемию, были колоссальны, и не всегда оправданы. Украина это проверила на себе, покупая лекарства втридорога и зашиваясь в марлевые маски. Теперь дорогостоящим "Тамифлю" будут лечить обычный грипп. О надуманной пандемии - далее Лариса Задорожная.
Вирусное цунами завладело планетой почти на год. Оно пронеслось над 213 странами. Столпотворение в аптеках напоминало легендарные очереди за колбасой в Советском Союзе.
Школьников отправляли на карантин. Вирус прогоняли даже с помощью молитв. Отменяли футбольные матчи. А в английской премьер-лиге футболистам запретили плеваться на поле. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. От гриппа А/Н1N1 в мире погибли около 18 тысяч человек. Это данные Всемирной организации здравоохранения.
Паника оказалась искусственно раздута, пандемии гриппа не было - это уже заявление Парламентской ассамблеи Совета Европы. Представители комиссии по здравоохранению обвинили ВОЗ в необоснованной истерии. Число подтвержденных жертв А/H1N1 оказалось меньшим, чем при обычных сезонных эпидемиях гриппа.
Пол Флинн, автор доклада ПАСЕ:
- В июне минувшего года уровень опасности эпидемии повысили до шестого, максимального, хотя грипп не был таким агрессивным. Не было большой опасности от свиного гриппа. Весь мир тратил миллиарды для закупки вакцины - иногда, возможно, небезопасной, поскольку она не прошла испытания. Большинство лекарств не было использовано. Когда мы спросили, кто же принимал решение об объявлении пандемии, то ответа не получили. Есть подозрения, что инициаторы объявления пандемии связаны с фармацевтическими компаниями.
В Совете Европы лишь подтвердили то, что давно предполагали специалисты. "Британский медицинский журнал" еще в прошлом году обвинил Всемирную организацию здравоохранения в коррупции.
Дебора Коэн, соавтор расследования "Британского медицинского журнала":
- В 2004-м, когда были обнародованы главные директивы ВОЗ на случай пандемии, оказалось, что как минимум трое авторов рекомендаций в свое время работали на компанию-производителя "Тамифлю" и активно агитировали за создание резерва препарата на случай пандемии гриппа.
"Мы не знали, как поведет себя вирус-мутант", - парируют из штаб-квартиры Всемирной организации здравоохранения. Там уверяют, что действовать нужно было решительно.
Грегори Хартон, официальный представитель ВОЗ:
- Никаких сомнений: это была пандемия гриппа А/H1N1. Мы делали все согласно рекомендациям мониторинговой группы. Ни о каком давлении фармкомпаний речи быть не может. ПАСЕ руководствовалось мнением нескольких экспертов. Мы же - нескольких сотен из 66 стран.
Совет Европы эти аргументы не устроили. Там заявили: спровоцированная ВОЗ паника привела к перегруженности больниц и огромным расходам средств из государственных бюджетов.
Он один из тех, кто испытал, что означают три загадочные английские буквы на себе. А/H1N1 не пожалел и врачей.
Вячеслав Каминский, главный акушер-гинеколог МОЗ Украины:
- Я приймав участь в лікуванні найтяжчих перших хворих, але я вчасно помітив симптоми. Пролікувався тиждень - я, як бачите, здоровий.
Повышенные меры безопасности по всему миру, считает Вячеслав Каминский, были не напрасны. За всю свою врачебную карьеру с таким количеством смертей он столкнулся впервые.
Вячеслав Каминский, главный акушер-гинеколог МОЗ Украины:
- Ми зустрілися з великою бідою. Якщо в різні роки ми втрачали одну жінку, а було, що жодної, то тут 53 жінки з жовтня по січень.
Чтобы спасти Украину от вируса, задействовали кого могли и что могли. Даже вот эту фабрику, которая никак не связана с медициной. Фабрика театрального реквизита: здесь отложили работу над карнавальными костюмами и начали шить марлевые повязки.
Людмила Росихина, начальник цеха Харьковской фабрики театрального реквизита:
- Пришлось сгруппироваться, отложить часть заказов. Пришлось нам набрать людей новых для того, чтобы объяснить, показать и выполнить вовремя этот заказ.
Маски пошиты, отправлены по больницам. Денег фабрика за них не увидела.
Николай Скиданов, директор Харьковской фабрики театрального реквизита:
- 31 декабря еще с нами рассчитывались. Когда год закончили, нам остались должны 184 тысячи гривен, областная детская клиническая больница. И не рассчитались по сегодняшний день.
Куда пошли деньги, выделенные на борьбу с гриппом, сейчас проверяет Генпрокуратура. Собственное расследование начала и Верховная рада.
В этих комнатах - 150 тысяч упаковок препарата "Тамифлю". Еще недавно его называли панацеей от А/H1N1. Встречать ценный груз в аэропорт приезжала лично премьер-министр. Сейчас коробки медленно покрываются пылью.
Татьяна Бахтеева, народный депутат Украины, глава комитета по вопросам здравоохранения:
- Львовская область - единственная из всех регионов нашей страны израсходовала полученное "Тамифлю" на уровне 50 процентов. Тернопольская - 11 процентов, Ивано-Франковская - 9,7 процента, Николаевская - все до 10 процентов. Поэтому у нас сегодня загружены лечебные учреждения препаратом, и среди них те, которые прострочены.
Как и во всем мире, на пандемии гриппа в Украине больше всего заработали фармацевтические компании, в основном иностранные. Всемирная чрезвычайная ситуация была им на руку. Большие бюджеты на рекламу, премирование врачей, которые безропотно назначают только один - премиальный для себя - препарат, стажировки медиков за границей.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Пандемия - для врачей сигнал SOS, а для бизнеса - сигнал "не упусти свой шанс". Это время, когда можно заработать на каждом чихе. Украина - один из самых привлекательных рынков в Европе. Объем - почти два с половиной миллиарда долларов ежегодно.
Борьба отечественных фармкомпаний с мировыми конгломератами стала неравной. Градус конкуренции просто зашкаливает. Одно из киевских фармпредприятий. Здесь производят много, но зарабатывают - мало.
Людмила Безпалько, генеральный директор НПЦ "Борщаговский химико-фармацевтический завод":
- Вони агресивно заходять на ринок. У фізичному вимірі українці, звичайно, лікуються українськими ліками - це до 70 процентів упаковок українські ліки. Якщо ми говоримо у грошовому вимірі, то все зовсім навпаки. Нам дістається лише 25 процентів.
Украина потратила на пандемическую лихорадку около миллиарда гривен. Сколько потратили все страны, охваченные гриппом, оценить сложно, говорят во Всемирной организации здравоохранения. И предупреждают: возможно, придется еще раскошеливаться. Грипп А/H1N1 не ушел, может быть вторая волна - уже будущей осенью.
Эта волна может преподнести врачам новый сюрприз, а может и новые скандалы.
Лариса Задорожная, Ирина Тымчишин, Александр Кириленко, Светлана Шекера, "Подробности недели", телеканал "Интер", Киев-Женева-Брюссель