На местном старте [ Редагувати ]

Украина стоит на пороге очередных выборов. Сокращенная до 50 дней местная кампания подходит к концу. Позади адаптация политсил к коренным образом изменившимся правилам игры. Впереди — голосование, которое Запад заранее назвал анализом на демократичность.
Dura lex
Местные выборы-2010 с полным правом можно назвать многострадальными. Первой причиной для подобной оценки служат обстоятельства их назначения. Некоторое время, после того как Верховная рада не смогла назначить их в срок, мало кто готов был гарантировать, что волеизъявление действительно придется на первый год правления Виктора Януковича. В ходе затянувшегося на несколько месяцев обсуждения представители власти и оппозиции предлагали несколько вариантов: летние выборы в 2010-м, осенние — в нем же или весенние уже в 2011 году. В конце-концов "победила" дата, за которую ратовал президент, — 31 октября.
Следующим (и как показала практика — наиболее значительным) фактором нестабильности стало желание правящей коалиции отредактировать избирательное законодательства. Своих предпочтений власть имущие не скрывали: мнение народа должно оказывать более весомое влияние на процесс. Но о недавно еще модном открытии партийных списков речь так и не зашла. Ставка была сделана на смешанную систему.
Первая версия нового закона о местных выборах, предложенная главой фракции ПР Александром Ефремовым, не только произвела эффект разорвавшейся бомбы в рядах оппозиции, но и впечатлила экспертную среду. В число наиболее интересных новаций вошли запрет на "блочное" выдвижение; недопуск к участию в выборах тех местных ячеек политических партий, которые были зарегистрированы менее, чем за год до дня голосования; существенное ограничение самовыдвижения как такового (эта возможность была оставлена только за кандидатами в сельские и поселковые головы); изменение принципа формирования избирательных комиссий, где главная роль была отдана парламентским силам, а также обещанные 50 дней кампании и смешанный, мажоритарно-пропорциональным принцип, при котором, опять-таки, во главу угла ставилось мнение партийных представительств.
Неоднозначные новации были критично восприняты не только внутри страны, но и за рубежом. В конечном итоге, тем, чтобы "политические силы имели возможность по новому закону участвовать в выборах" озаботился глава государства. Сказано — сделано, и уже в концу августа автор принятого в конце июня закона сам же предложил к нему демократизирующие поправки. Самое резонансное нововведение — "норма-365", ограничивающая права молодых партий, было отменено. Коррекции подверглись и некоторые "технические" моменты, которыми регламентировались подчиненность избирательных комиссий и правила их формирования. Парламентские партии/блоки остались-таки в привилегированном положении, но часть квот была отдана на откуп и другим участникам избирательного процесса — строго в рамках жеребьевки. Со временем эта и оставшиеся (вроде минимизации самовыдвижения) в тексте закона после поправок новации оказали существенное влияние на ход предвыборных событий.
Кружки по интересам
Некоторые знаковые нововведения привели к тому, что будущий предвыборный ландшафт (там где гражданам предстоит голосовать — столичные жители от такого "бремени" избавлены полностью) изменился не то, чтобы уж совсем до неузнаваемости, но все же очень заметно. Запрет на участие в выборах блоков привел к серьезному расслоению условного "национально-демократического" лагеря (и в меньшей степени — левого) и понизил шансы на успех отдельно взятых партий, электоральные поля которых перекрывают друг друга, что однозначно сыграло на пользу правящему лагерю. К тому же, "блочные" затруднения существенно усложнили брендовое бытие раскрученных проектов. Главной "жертвой" такого удара, по всей видимости, стала политсила Юлии Тимошенко, которой на местах пришлось отказаться от популярной аббревиатуры и взяться за популяризацию конкретно "Батьківщини". Но слишком далеко заходить по этому пути (например, переименовывать партию в "Батьківщину Юлии Тимошенко") соратники экс-премьера не стали. А на пути ребрендинга парламентской фракции до БЮТ-Батьківщини в итоге стал спикер...
Пока некоторые политсилы беспокоились из-за узнаваемости собственных названий и о разделе "блочных" активов на местах, а поддержка малоизвестных, но официально зарегистрированных партий расходилась, как горячие пирожки, куда больший ажиотаж вызвал партийный принцип делегирования кандидатов. Рейтинговые местные политические и общественные деятели, которые раньше предпочитали путь самовыдвижения, в одночасье превратились в на редкость завидных "невест". А партии, которые, уповая на списочный подход и популярность лидера, раньше не слишком озадачивались смотром рядов, оказались в невыигрышном положении. В итоге, как и можно было ожидать, в сторону Партии регионов потянулись стройные ряды новобранцев, рассчитывающих на гарантированный результат, а остальным силам пришлось резво взяться за популяризацию своих представителей на местах.
Одним из инструментом привлечения внимания к партийному бренду и, одновременно, обкатке круга претендентов на представительское будущее в сезоне лето-осень'2010 стала практика проведения некоторого подобия западных праймериз — партийного рейтингового голосования. Наибольшее внимание свежему веянию уделили "Сильная Украина", "Батьківщина" и "Единый центр". Целями затейливого новшества, механизм которого каждая политсила трактовала на свое усмотрение, были заявлены генеральная уборка в партийных рядах (актуальнее всего этот пункт звучал из уст соратников Юлии Тимошенко), предварительная проверка будущих кандидатов в "поле" (как же можно с народом не посоветоваться!), а также вербовка новых лиц (а это уже — один из приоритетов "ЕЦ").
Привлечение дополнительного внимания к политической силе среди целей праймериз напрямую не озвучивалось, но именно этого эффекта достичь было проще всего. На протяжении всей кампании в ход шли все доступные политикам "популяризационные" инструменты. Представители властного лагеря с рекламной целью пользовались наработками президента и премьера, беря на вооружение лозунг о стабильности и обещая построить "новую страну". При этом само руководство государства старалось соблюсти видимость нейтралитета и неоднократно запрещало упоминать свои имена в рекламе, что не мешало отправлять во главу списков не только губернаторов, но и министров. Оппозиция тем временем старалась использовать любой явный или гипотетический промах власти в свою пользу. Но дальше митингов и показательных блокада-выступлений в ВР дело зашло.
В Багдаде все спокойно?
Необходимостью притереться к измененному законодательству проблемы местных выборов-2010 не исчерпываются. Нарастание напряжения, кроме прочего, можно объяснить возрастающей же ролью правящего лагеря. Монополизации роли Партии регионов способствовали сами поправки к закону, но в отдельных моментах точечные инициативы вносили в предвыборный процесс дополнительное оживление.
Как и любые другие выборы, нынешнюю региональную кампанию сопровождала череда скандалов. Не все кандидаты сходу делили сферы влияния, не все партии — кандидатов; не все комиссии утверждали претендентов, не все суды — вовремя восстанавливали их в правах. Накал страстей привел к тому, что происшествия, которые оппозиция готова расценивать как проявление работы административного ресурса, привлекают внимание и за рубежом. Именно потому на Западе приближающиеся выборы считают проверкой для нынешних властей — на готовность воплощать в жизнь демократические идеалы.
Власти в свою очередь стремятся сохранить хорошее лицо максимально простым способом — все возможные проблемы превентивно были назначены в перегибы на местах, а виновникам гарантировали непременные кары. При этом, чем ближе выборы и высадка "десанта" заграничных наблюдателей, тем быстрее сложности рассасываются сами собой. Десятки (а то и сотни) тысяч лишних бюллетеней? Ошибка или провокация. Параллельные партийные организации, перехватившие инициативу у "материнской" политсилы? Нехорошо, но суд уже все исправил. Дисбаланс при формировании комиссий? Партиям просто не повезло на жеребьевке. Представители власти нарушают законодательство? Да пусть оппозиция на себя посмотрит!
Несмотря на то, что власть склонна закрывать глаза на некоторые интересные обстоятельства (а они бывают действительно интересными, как, например, в случае с расследуемой журналистами агитацией в пользу ПР в Сумской области по методу сетевого маркетинга — гарантируй голоса пяти "друзей" и получи бонус), и боится только провокаций, эксперты отмечают: безоблачной кампанию назвать нельзя. В то же время, в Комитете избирателей Украины допускают отсутствие массовых злоупотреблений на финальном этапе, да и некоторые наблюдатели рассчитывают на спокойную работу. И все же необходимо учитывать значимость именно этого волеизъявления. С одной стороны, внимание международной общественности требует от власти содействия максимально корректному завершению кампании. С другой — значительный успех Партии регионов на местных выборах позволит сделать несколько заключительных па в деле цементирования той вертикали власти, которым так гордится Виктор Янукович. Соцопросы подтверждают, что электоральные позиции ПР и так выглядят достаточно убедительно, но едва ли правящую партию ожидает "равномерный" успех по всей Украине. И все же политическая география может заметно измениться. Но о том, как проголосуют и как посчитают, мы узнаем только через несколько дней.