Перерождение содружества [ Редагувати ]

8 декабря исполняется 20 лет Содружеству независимых государств. Альтернатива Союзу Советских Социалистических Республик так и не стала полноценной заменой СССР. Однако в последнее время позабытое содружество начинает возрождаться. Но уже в качестве инструмента российской экономической политики.
СССР – soft version
Подписывая договор о создании Содружества независимых государств, главы России, Украины и Беларуси отдавали себе отчет, что новая организация – альтернатива СССР. На единственном всесоюзном референдуме, проходившем 17 марта 1991 года большинство населения на вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" ответило "Да". Вместе с тем, создание летом этого же года Союза суверенных государств не решило проблему. Тем более, союзный договор из-за ГКЧП не был парафирован. По СССР шел "парад суверенитетов": большинство союзных республик объявило о своей независимости. К декабрю 1991 года стало ясно – СССР де-факто не существует. "Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза", - заявляла в ноябре 1991 года Маргарет Тэтчер. С другой стороны, мартовский референдум продемонстрировал нежелание граждан СССР окончательно "бить горшки" и "разводиться". В итоге, 8 декабря президентом РСФРС Борисом Ельциным, президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного Совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем были подписаны Беловежские соглашения, придавшие распаду СССР юридических характер. "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование", - гласила преамбула документа. А первая статья провозглашала: "Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств". Вместе с тем, уже с самого начала своего существования СНГ вызвал серьезную критику у стран-членов. Так, между членами "содружества" не раз возникали конфликты, в том числе и силовые. Тут можно вспомнить тот грузино-российский военный конфликт 2008 года. Кстати, после этого Грузия решила выйти из СНГ. "Мы окончательно прощаемся с Советским Союзом, СССР сюда больше никогда не вернется. Мы призываем Украину и другие страны-члены СНГ покинуть то объединение, которым управляет Россия без спроса других стран", - заявил 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили. И через год его страна наконец-то покинула СНГ. Сегодня в Содружестве де-юре председательствует Таджикистан. Казалось бы, еще один повод укрепить сотрудничество с государствами-членами СНГ. Однако вместо этого возникает таджикско-российский дипломатический конфликт, связанный с задержанием российских летчиков. РФ готовится к массовой депортации таджикских гастарбайтеров. И лишь в последний момент Таджикистан освобождает россиян.
СНГ критикуют все, кому не лень. В том числе, и его создатели. Так, Леонид Кравчук 30 ноября на очередном заседании Всеукраинского клуба Ассоциации работников СМИ заметил, что в существующем сегодня виде перспектив для дальнейшего развития у СНГ нет. По его словам, СНГ "фактически, превратилось в политический клуб" и утратило свои рычаги как структура. "Практически все страны Содружества уже определили свое направление внешней политики - интеграция в Европейское сообщество, и это еще одна причина для изменения политики СНГ", - резюмировал Кравчук. По словам первого украинского президента, ярким свидетельством несостоятельности содружества являются создаваемые между его членами союзы, как то ГУУАМ. И действительно, СНГ давно уже не является действующим объединением постсоветских государств. На смену ему вышли Единое экономическое пространство и Евразийский союз.
Инструментальное содружество
Свою несостоятельность СНГ обнаружило с первых лет своего существования. Фактически, это объединение было своего рода "мертворожденным". "Я когда-то назвал СНГ большим колхозом без прав. Такой колхоз неизбежно развалится, и это по существу уже случилось", - заявлял в 1998 году (!) в комментарии "Литературной газете" второй президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей. С тех пор сомнения в эффективности СНГ только усилились. При этом, в целесообразности существования Содружества независимых государств сомневалась и страна, которая обладает решающим голосом в объединении – Россия. "Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт "размывание" этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников, - заявлял в 2004 году президент Российской Федерации Владимир Путин. Впрочем, очередной виток падения интереса к СНГ заслуга как раз Путина, называвшего Содружество механизмом "цивилизованного развода" постсоветских стран. Ведь после этой его речи происходит переосмысление института СНГ Россией. Страна выбирает политику прагматизма. И с 2004 по 2006 полностью отказывается от льготных цен на энергоносители странам-участницам СНГ. Газ и нефть превращаются в инструменты внешней политики РФ. Государство пересматривает свое отношение к СНГ. Содружество начинает использоваться в качестве проведения российской политики на постсоветском пространстве, что вызывает все более ожесточенную критику таких государств, как Грузия, Молдова, Украина. К 2010 году даже Беларусь почувствовала, что СНГ – не более, чем клуб по интересам.
"Неожиданная реанимация" Содружества происходит в 2011 году. 18 октября на встрече в Санкт-Петербурге страны-участницы СНГ подписывают договор о создании Зоны свободной торговли СНГ. "Мы неожиданно для себя в результате долгих, острых, но конструктивных переговоров пришли к решению главного вопроса, ради которого собирались. Мы договорились о подписании договора о зоне свободной торговли СНГ", - заявил Путин, к тому времени занимающий пост премьер-министра Российской Федерации. "Это значит, что, во-первых, мы раскрываем свои рынки, товары на которые будут поступать по более низким ценам. Все это повышает конкурентоспособность всех наших экономик", - конкретизировал Путин. При детальном изучении данных договоренностей возникает чувство дежа-вю. Где-то такое уже предлагалось. И это "где-то" тесно связанно с желанием РФ воссоздать и укрепить советские экономические связи. Институты, обеспечивающие подобное, называются ЕврАзЭС и Таможенный союз, к активному участию в которых Россия не раз подталкивала Украину, говоря о колоссальных прибылях для нашей страны. В самой Украине до сих пор колеблются – что же выбрать. Окончательное решение наша страна сделает 19 декабря – в день, когда состоится и саммит Украина-ЕС, и заседание совета ЕврАзЭС в Москве. До последнего момента сохраняется интрига, какое же мероприятие предпочтет украинский президент Виктор Янукович. Показательно, что такой интриги не возникает, когда речь идет о заседаниях в рамках СНГ, куда Янукович может отправить того же премьер-министра Николая Азарова. Когда-то альтернативное СССР Содружество независимых государств теперь воспринимается лишь как маленькая ступенька на пути в ЕврАзЭС. Зона свободной торговли СНГ чем-то напоминает ЗСТ с ЕС – такой же индикатор в отношениях между странами. Только если ЗСТ Евросоюзом свидетельствует о скорой перспективе членства в ЕС, то ЗСТ СНГ – индикатор скорого вхождения в ЕврАзЭС и, возможно, в Таможенный союз. А укрепление экономических связей, даже реанимация тех экономических связей, которые были при СССР, в будущем может означать и реанимацию связей политических. Ведь, как писал Владимир Ленин: "Политика есть концентрированное выражение экономики". Для постсоветского пространства с его политиками эти слова актуальны и сегодня.