Фракционное головокружение [ Редагувати ]

Оппозиционные будни даются парламентскому меньшинству не так уж легко. Трудности балансирования между готовностью на блокаду и согласием на компромисс успели привести к несколько неожиданной смене руководства фракции БЮТ. 7 декабря опрометчиво высказавшегося Ивана Кириленко заменил Андрей Кожемякин.
Слово - серебро
С постепенным уходом в прошлое значимости украинского парламента падает и "градус" действенности оппозиции. Пока большинство активно поддерживает начинания президента и правительства, фракциям меньшинства остается подготавливать для голосования (нередко безуспешно) контрзаконопроекты; по мере необходимости стараться блокировать трибуну (тоже часто без особых последствий) или идти на компромиссы с правящим лагерем, в надежде хоть в какой-то степени повлиять на происходящее. Нашумевшим примером последней тактики стало принятие нового закона о парламентских выборах. В разработке его итогового варианта принимали участие оппозиционеры, и, несмотря на то, что на вооружение была-таки взята непопулярная среди "меньшевиков" смешанная система с 5-процентным барьером и запретом на блоки, часть "нунсовцев" и "бютовцев" все же отдали за совместное детище свои голоса.
Впоследствии солидарное голосование по закону о выборах определялось как вынужденный шаг и ситуативная мера. Свое решение часть оппозиционеров объясняла стремлением избавить закон от норм, открывающих возможность для откровенных манипуляций. С такой позицией согласились далеко не все меньшевики, что и привело к расколу в рядах "Комитета сопротивления диктатуре". Однако со временем "меньшевики" вернулись на привычные оппозиционно-парламентские "рельсы". Шестого декабря требующие рассмотрения нового декриминализирующего закона "бютовцы" снова вернулись к практике блокирования трибуны. Но "компромиссный" эффект сказался даже в таких "боевых" условиях.
Поначалу складывалось впечатление, что представители БЮТ-Б не намерены идти на заметные уступки. Однако после совещания согласительного совета глава фракции сделал удивившее многих заявление. "Мы сказали, что готовы разделить политическую ответственность и голосовать слаженно в зале по непопулярным решениям для того, чтобы выйти одновременно из политического, и из экономического кризиса", - рассказывал Иван Кириленко. "Мы готовы рассмотреть (закон по поводу, - "Подробности") рынке земли, по которому мы подали свои предложения, готовы голосовать за непопулярный бюджет", - продолжал конкретизировать возможную цену освобождения экс-премьера лидер парламентских "тимошенковцев". В большинстве на щедрое предложение отреагировали почти сразу – главный "регионал" в ВРУ Александр Ефремов высказаться по поводу недопустимости ультимативного диалога. Но пресловутый ультиматум долго актуальным не был – в БЮТ-Б поспешили опровергнуть заявление своего главы.
Уточнив, что ранее было озвучено "личное мнение" Ивана Григорьевича, пресс-служба фракции сделала заявление о том, что "ни на какие торги с властью и принятие антисоциальных законов не пойдет". Подтвердил "единоличность" своих высказываний и сам оратор. "Та информация, которая появилась в СМИ, мне сказали, что это мое личное мнение. Мы не доверяем нашим коллегам из большинства, и мы ни на какие компромиссы, предложения по общей ответственности взамен в ущерб народу не пойдем", - поставил точку в разгорающемся скандале Иван Кириленко. Н следующее же утро стало известно о том, что он подал в отставку. И в тот же день, 7 декабря, фракцию возглавил былой первый заместитель экс-лидера –Андрей Кожемякин.
Смена составов
Передачу полномочий в БЮТ-Б постарались сделать как можно менее болезненной в информационном отношении. Неофициально "тимошенковцы" подтверждали, что кадровая перемена большей частью объясняется как раз "личными" откровениями Ивана Кириленко и необходимостью убедительно дистанцироваться от их содержания. Хотя и их некоторые "бютовцы" характеризуют, как попытку проверить реакцию ПР. "Мы обсуждали вопрос о том, что нам важно было понять: есть ли хотя бы какие-то подвижки в мозгах на Банковой с точки зрения Тимошенко", - сообщил нардеп Андрей Сенченко. Официально же переворот называют заранее запланированным и согласованным с лидером блока. "… С Юлией Владимировной мы обсуждали этот вопрос еще год назад, что нам пора в связи с теми событиями, которые произошли в результате президентских выборов и так далее, пора давать дорогу более молодым, инициативным членам фракции", - поделился 7 декабря сам Иван Кириленко. Теперь же его собираются командировать на ответственный участок будущих работ. "Сегодня фракция приняла решение о том, что я перехожу на другой участок работы, который связан с началом разворачивания избирательной кампании... и нужно сосредоточиться на том, чтобы в новых условиях, с новым законом успешно пройти избирательную кампанию", - пояснил бывший председатель фракции.
Отныне командовать "бютовцами" в ВРУ предстоит Андрею Кожемякину. Генерала СБУ часто относят к числу парламентских сторонников экс-главы Службы безопасности Александра Турчинова. Именно поэтому многие эксперты заговорили о дальнейшем укреплении влияния давнего соратника Юлии Тимошенко. "Я так понимаю, что происходит централизация, то есть Турчинов берет под контроль не только аппарат партии, но и непосредственно фракцию, для того, чтобы была единая и согласованная политика", - допускает руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Возможное "согласование" далеко не все политологи оценивают однозначно. "Это вытеснение Юлиных людей из руководства фракции, партии. Сейчас "Батьківщина" как политическая сила Юлии Тимошенко по существу разгромлена и отдана под руководство Александра Турчинова. Все независимые, альтернативные или "проюлины" бойцы, доверенные люди оттесняются или на периферию фракции, или вынуждены уйти", - уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Несмотря на то, что в последние месяцы о существовании трений внутри БЮТ (неминуемо обостряющихся с приближением парламентских выборах) упоминают все чаще, внешне представители политсилы сохраняют полную преданность арестованному лидеру. "Батьківщина" – это Юля. Даже находясь за решеткой, она продолжает формировать повестку дня, поддерживая контакт через родных и адвокатов. Именно поэтому власть и пытается не пускать к ней дочь и защитника", – рассказывала в конце ноября нардеп Наталья Королевская. "Я думаю, именно Юлия Владимировна пойдет под номером один (в избирательном списке, - "Подробности")", - убежден сам Александр Турчинов. Тем не менее, помимо демонстрации преданности самой Юлии Тимошенко перед нынешним руководством, как партийного объединения, так и фракции стоит серьезная организационная задача сохранения дееспособности БЮТ. "Ошибка той группы, которую представляет Кожемякин, а, в первую очередь господина Турчинова, заключается в том, что он хочет, как это выглядит со стороны, узурпировать власть в партии. Однако он не понимает, что в "Батьківщину" шли не под него, а под Тимошенко, и гораздо лучше было бы создать коллегиальный орган, в котором можно было бы учесть интересы всех представителей партии", - отмечает директор "Агентства моделирования ситуаций" Виталий Бала.
Приближение выборов увеличивает нагрузку на партийную (а в случае с БЮТ – даже на межпартийную) систему в целом. Но и фракцию, которая непросто перенесла голосование за закон о выборах, трудно назвать эталоном стабильности. Идейные противники БЮТ-Б намекают на то, что распад фракции не за горами. "Судя по тому, как они голосовали за закон о выборах народных депутатов, фракция может в ближайшее время расколоться на две части. И будут голосовать в таком свободном режиме", - считает "регионал" Владимир Зубанов. Однако в сложившихся условиях новому лидеру фракции предстоит не только удержать парламентское представительство БЮТ от возможного раскола, который может быть негативно воспринят избирателями, но и действовать в парламенте так, чтобы у тех же избирателей возникало как можно меньше нареканий. При всем этом еще и не снимается необходимость добиваться-таки поставленных целей. Делать это, оставаясь в заметном "меньшинстве", непросто. Вот и в ПР предупредили, что готовы к конструктивной работе с соседями по парламенту под руководством Кожемякина, но декриминализовать "статью Тимошенко" все равно не хотят. Да и блокировать трибуну до победного конца, как это обещал новый лидер, БЮТ-Б все-таки не удалось… И пока сложно сказать, насколько благополучной окажется подобная "смена коней" практически у переправы.