15 января на "Интере" премьера телесериала "Достоевский" [ Редагувати ]

15 января 2012 года в эфире телеканала "Интер" - специальное событие: премьера резонансного телевизионного фильма "Достоевский", главную роль в котором сыграл Евгений Миронов. В течение всего дня на канале будет показана полная версия мини-сериала, снятого в 2011 году режиссером Владимиром Хотиненко.
Накануне всеукраинской премьеры "Достоевского" мы обратились к представителям украинской культурной и интеллектуальной элиты с просьбой оценить масштаб личности Федора Михайловича Достоевского в мировой литературе и собственной жизни.
Владимир Горянский, актер театра и кино:
- Федор Достоевский - истинно великий писатель. Звучит высокопарно, но о нем нельзя говорить по-другому. Равно, как и о его произведениях, которые знают все – и "Преступление и наказание", и "Идиот"... Я глубоко убежден, что сыграть Достоевского для актера – это великая удача. Должен сказать, что я счастлив, что в театре я играл Достоевского. Федор Михайлович - это не "модный писатель", когда вдруг писатель становится популярным, и все театры ставят его произведения или все студии снимают о нем или по нему фильмы. Достоевский – это всегда. Я не помню, чтобы было время, когда Достоевского не ставили. Он идет в театрах всегда. И сейчас, могу похвастаться, у нас в театре идут репетиции спектакля по замечательной повести "Село Степанчиково и его обитатели", где я играю роль Фомы Опискина. Достоевский гениален в раскрытии характеров, судеб, истории. Тот же Фома Опискин и князь Мышкин – это такие диапазоны, это нечто космическое. И фильмо его непростой судьбе, который вы увидите на "Интере", заставляет задуматься, что, наверное, так Бог распорядился, что Достоевский должен был пройти через такие испытания, чтобы привнести весь этот свой внутренний, настоящий опыт в литературу. Это настоящий художник, личность которого еще до конца не изучена.
Олег Вергелес, театральный критик:
- Для меня Достоевский это символ России, абсолютно гениальный писатель, который является той незыблемой ценностью, которая в современном мире не может быть подвержена каким-то инфляциям и дефолтам. Та константа, которая служит идентификатором России не только в культурном, но и в глобальном общемировом контексте.
Федор Михайлович - писатель из той божественной категории, которому все равно где его любят, кто его любит. Он – данность великой литературы… Достоевский – очень конвертируемый автор в искусстве театра и в искусстве кино. Бесконечен цикл инсценировок, экранизаций по мотивам его произведений. Его тексты могут казаться длинными, сложными, излишне подробными, может быть для кого-то пугающе философскими, но они больные, живые… Реконструируемое по Достоевскому сегодня также узнаваемо, интересно и трагично.
Мне посчастливилось года два назад оказаться в Москве, в Театре Наций, где Евгений Миронов служит художественным руководителем. Это был замечательный период его работы над фильмом "Достоевский". ... Этот дух Достоевского в нем жил тогда постоянно. Во время нашего разговора о театре, в то время, когда ему звонила мама с вопросом, что приготовить на ужин… Как будто мистика какая-то, я смотрел на него, и мне казалось, как будто у него сейчас вырастет бородка.
Евгений Миронов – единственный артист нашей постсоветской современности, к которому приемлема характеристика гениальный артист – вне всяких комплиментарных эпитетов. Эта характеристика уже стала традиционной в разговоре о нем. И я хочу убедить зрителя этого фильма, что вы увидите другого Миронова, вы увидите переселение души. Это не князь Мышкин, который был в фильме Владимира Бортко "Идиот". Это Федор Михайлович в фильме Владимира Хотиненко "Достоевский". Вы увидите Достоевского чувственного, который отличается от того, которого помнят кинозрители по фильму Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского", сыгранного Анатолием Солоницыным. То был такой Достоевский "а-ля Тарковский" - мрачный, инфернальный. Евгений Миронов играет чувственного Достоевского. Это особый пласт его жизни, который оказался в зоне внимания сценариста Эдуарда Володарского и режиссера Владимира Хотиненко. Они бы могли назвать этот фильм более игриво - "Женщины Достоевского". Большое счастье увидеть Чулпан Хаматову, Аллу Юганову в этой картине.
Алексей Лисовец, ведущий режиссер Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, заслуженный деятель искусств Украины:
- Что для вас Достоевский, кто для вас Достоевский?
- Достоевский это часть моей биографии. Я к нему отношусь очень внимательно. На мой взгляд, сознательная жизнь делится, помимо всего прочего, еще и на период до знакомства с этим писателем и после. В моей жизни тоже есть момент, когда я стал читать его и размышлять над ним. Но сказать, кто для меня Достоевский, очень сложно. Я ставил Достоевского, и сейчас его ставлю. Достоевский – это часть мироздания, в котором мы существуем.
- Как Вы думаете, что ищут и в чем находят счастье герои Достоевского?
- Очень сложно говорить о его героях. Ведь это – люди и идеи одновременно. И этим Достоевский отличается от других писателей. Его герои – люди с расколотым сознанием. Люди, которыми руководят поиски глобальных путей развития для человечества, и параллельно это люди, решающие какие-то свои жизненные вопросы в контексте вот этих великих вопросов и великих поисков.
- Почему, на Ваш взгляд, в Европе, на Западе Достоевского больше любят и ценят, нежели в России?
- Есть такое. Притом, что он же почвенник: Достоевский все время говорит о русском пути, очень верит и любит русский народ. Он очень русский писатель, национальный. И он бескомпромиссен в части сентиментальности, задушевности, свойственной славянскому народу. Он не позволяет расслабляться: для него русская удаль и лень славянская не являются оправданиями. Он продолжает копаться в человеке, исследует его до конца. Может быть, поэтому Достоевский более популярен на Западе. А вообще мы же любим то, что знаем. Читать Достоевского – это трудно, а трудиться мы не особо любим. Вот и вся связь. Отсюда мы Достоевского плохо знаем, поэтому и не любим.
Оксана Мась, художница:
- Впервые я прочитала Достоевского, как и многие, в школе. Но осмысленное знакомство произошло уже в зрелом возрасте. Для меня Достоевский – это философия жизни. На его романах можно выяснить, как изучать себя. Ведь самая тяжелая – это душевная работа: погружаться в себя, искать какие-то недостатки и то, с чем боишься столкнуться… Достоевский показывает методы, как работать со своей душой. Мне кажется, это самое важное в его произведениях. В школе я этого не понимала. Я не понимала мучений Раскольникова. И только спустя годы пришло понимание, что эти мучения есть в каждом человеке, и они становятся очевидными, когда человек остается наедине с собой.
Оксана Забужко, писательница и поэтесса:
- Ким є для Вас Достоєвський?
- Достоєвський як людина, як автор своїх романів не є тією людиною, з якою хочеться бути в одному товаристві. Він дійсно поет хворобливих пристрастей. Він бездоганний діагност соціопатій і найтемніших закапелків людського духа, якого абсолютно треба знати й прочитати. Але якого ніколи не хочеться перечитувати. Достоєвський для кожного письменника є великою школою тієї самої душевної патанатомії.
- Як Ви вважаєте, Достоєвський був щасливою людиною?
- Можна я вам скажу, що мені не подобається в серіалізації відомих письменників? Це власне спроба виставити письменника на очі юрби. Ще Пушкін найліпше схарактеризував це: "Смотрите, он мал. И мерзок, как мы. Врете, подлецы, – казав поет. – Он если и мерзок, то не так, как вы, – иначе". І має бути збережена ця дистанція інакшості в стосунку до письменника, котрий ввібрав у себе дійсно універсальні темні пристрасті не тільки свого часу, а в принципі всіх хворих суспільств нового часу. Дистанція пошани до тієї суперечності, котрої нам все одно ніколи не збагнути, і не треба – є тексти, є твори.
- Як Ви думаєте, Достоєвський любив людей чи ні?
- Думаю, що це питання, на яке ми ніколи не дамо однозначної відповіді. Безперечно, він хотів їх любити. Він мучився своєю нелюбов’ю. І, можливо, в цьому й була його головна трагедія, з якої народились його шедеври.
- Що Достоєвського зробило Достоєвським?
- Бог.