Москва не сходит с марша [ Редагувати ]

День России российские оппозиционеры отметили попыткой повторить "Марш миллионов". Поводов для протестов по-прежнему хватает: о перевыборах и громких отставках остается только мечтать, организаторов предыдущего марша трясет полиция, а Госдума приняла закон существенно осложнивший митинговое существование.
Следственно-подготовительные мероприятия
Назначенному на 12 июня "Маршу миллионов-2" предстояло стать следующей по счету масштабной акцией российских оппозиционеров после протестов в день инаугурации Владимира Путина. Нельзя сказать, что минувший с 6 мая месяц с небольшим прошел в столице РФ совсем уж спокойно и беспротестно — за первым "Маршем" протянулась череда "народных гуляний", да и последующие события не могли не провоцировать митинговую активность. И все же по-настоящему интересных событий можно было ожидать именно от праздничного дня. Тем более что накануне российские власти провели примечательную "артподготовку".
О том, что столкновения между правоохранителями и протестантами дали основания для возбуждения нескольких уголовных дел (за участие в массовых беспорядках и применение силы к представителям власти) стало известно еще в прошлом месяце. С 28 мая российская полиция начала арестовывать предполагаемых фигурантов. Но к 11 мая бурление скандала поднялось на новый уровень: за день до следующего марша охранники порядка провели многочасовые обыски в квартирах ряда организаторов и ключевых участников акций протеста - создателя "РосПила" Алексея Навального, предводителей "Левого фронта" Сергея и Анастасии Удальцовых, лидера"Солидарности" Ильи Яшина, телеведущей Ксении Собчак и других.
Судя по всему, обоснованием для полицейского интереса стали те самые уголовные дела по событиям 6 мая. У обыскиваемых следствие изъяло "большое количество агитационной продукции и литературы с антигосударственными лозунгами", компьютеры и информационные носители, а также нередко — деньги. Внимание к последним рискуют серьезно "отлиться" Ксении Собчак: из квартиры телеведущей полицейские, по их словам, забрали крупную сумму — свыше миллиона евро, порядка 480 тысяч долларов и 480 тысяч рублей, в связи с чем ей грозит налоговая проверка... На следующий день — перед демонстрацией и после митинга — большая часть хозяев обысканных квартир были вызваны на допрос в Следственный комитет РФ. Приостанавливать следственные мероприятия полиция не планирует. "По всем изъятым в ходе проведенных накануне обысков предметам, документам и ценностям назначены соответствующие экспертизы. Следственные действия на этом не заканчиваются, планируется проведение комплекса других следственных действий, в том числе и с участием и фигурантов, у которых проводились обыски", - пообещали в СКР 12 июня. Пока известных "ходильцев" на допросы называют "свидетелями". Впрочем, если учесть недавние поправки к законодательству, участие и тем более организация митингов в России может стать очень рискованным занятием.
Бей рублем!
Помимо обысков в квартирах оппозиционеров, остроты приближающемуся маршу добавляли и июньские изменения в законодательстве РФ. Поправки к Кодексу об административных правонарушениях были предложены ранее, и 22 мая — проголосованы в первом чтении. Однако откладывать дело в долгий ящик российские парламентарии не стали — 5 июня законопроект, который в РФ быстро начали называть "Законом о митингах", прошел второе и третье чтение, несмотря на попытки фракции "Справедливой России" максимально затянуть голосование, час за часом предлагая к рассмотрению сотни поправок. В Совете федерации новый закон также не задержался, и уже 8 июня его подписал президент.
В версии законопроекта, предложенной к первому чтению, изначально наибольшее изумление вызывал новаторский взгляд его авторов на допустимые размеры штрафов. Предполагалось, что за нарушения на митингах потенциальный закон будет "бить рублем" со страшной силой: штрафам для рядовых участников предполагалось установить планку до миллиона рублей, для организаторов — до полутора. К третьему чтению концепция поменялась и от ошарашивающих сумм законодатели все же отказались. Но принципиально далеко от первоначальных намерений они не ушли. Итак, с момента вступления закона в силу нарушение участником или организатором "установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" может в зависимости от масштабов нарушения или степени несанкционированности протестной акции вылиться в штрафы размером от 10 до 300 тысяч рублей для "рядовых" граждан, для должностных лиц — от 15 до 600 тысяч, для юридических лиц — от 50 тысяч до миллиона рублей.
Расширяя границы воспитания финансовыми рисками, депутаты Государственной думы предложили и некоторую альтернативу впечатляющим штрафам — так называемые "обязательные работы" на определенное количество часов, но эта норма должна заработать только с 1 января 2013 года. Тем временем, помимо штрафной угрозы готовых протестовать 12 июня ожидали еще и поправки к закону о собраниях. Правила митинговой игры по-русски ужесточаются. Отныне они включают требования жестко соблюдать заявленное количество участников и запрет на использование масок и "иных предметов, специально предназначенных для затруднения установления личности" (а заодно - и распитие алкогольных напитков вплоть до пива); осложняют проведение не требующих уведомления пикетов, также допускают признание мероприятия "публичным" постфактум и, например, предлагают определить перечень "специально отведенных мест", где можно и нельзя проводить массовые акции.
Новые жесткие правила у сторонников власти нареканий не вызывают. "Мы очень дорожим свободой, каждый человек, каждая семья, безумно дорожит свободой, но живя в демократии, мы должны прекрасно понимать, что это не только возможности, не только права, но и обязанность отвечать за свои поступки. Поэтому сегодня принят законопроект, который соответствует всем европейским нормам", - убежден депутат-"единоросс" Андрей Воробьев. Российский народ с такой интерпретацией свободы частично согласен. Согласно социсследованию "Левада-Центра", 17% опрошенных считают подобное решение правильным, а меры — адекватными. А еще 26 процентов респондентов убеждены, что инициатива в целом верна, но вот только штрафы великоваты... Между тем, противники обновленного закона убеждены, что снижения протестной активности не будет. "Это приведет к радикализации протеста, все наше протестное движение с правового поля выгонит в поле несанкционированных, стихийных митингов, партизанщина, и они будут более опасны для власти, чем мирные протесты, которые организовывали в последнее время", - предполагал "справедливоросс" Дмитрий Гудков. Ну а первой заметной проверки реакции долго ждать не пришлось.
Опять на марше
К "Маршу-миллионов-2", очевидно, готовились не только оппозиционеры, но и власти. Очевидцы уверяли, что в Москве (в других городах протесты прошли сравнительно спокойно, хотя кое-где без задержаний не обошлось) 12 июня к месту проведения шествия подтягивались не только полицейские силы, но и внутренние войска. Но ключевым вкладом в происходящее, вероятно, мог стать уже упомянутый допрос лидеров оппозиции, часть из которых отказалась беседовать с представителями Следственного комитета, опасаясь пропустить митинг. В любом случае, неявившиеся в итоге получили свои повестки, далеко от трибуны не отходя, да и обыски, как и было обещано, не прекратились.
Возможные ожидания по поводу того, что обыскные реалии и обновленные "митинговые" правила приведут к радикальному сокращению числа протестующих не оправдались. Организационная заявка предполагала участие до 50 тысяч человек. По подсчетам МВД, собственно маршем по Москве прошло около 18 тысяч человек, а в последующем митинге на проспекте Сахарова приняли участие — около 15 тысяч. Но СМИ в контексте митинга чаще всего упоминали о "разбеге" от 30 до 60 тысяч, а выступающие с трибуны допускали, что перед ними может быть от 100 до 200 тысяч человек. С учетом нового закона, вопрос о реальном количестве участников публичных мероприятий может восприниматься еще более серьезно, чем ранее. Но, во всяком случае, 12 мая полиция не воспользовалась своим правом "принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия". Во всяком случае, в Москве. Протестующим Санкт-Петербурга повезло меньше: в Северной столице шествие оппозиционеров власти пресекли — марширующие "превысили регламент" и шли с опозданием на 15 минут...
Прекращать традиции многотысячных демонстраций российские оппозиционеры не планируют даже под угрозой солиднейших штрафов. Правда, следующий "Марш миллионов" может пройти нескоро. Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов предложил провести подобного масштаба акцию 7 октября — в день 60-летия Владимира Путина. Кульминацией же митинговой части мероприятия стало принятие "Манифеста свободной России". Участники акций протеста главными мерами по обновлению государства называют отставку Путина, подготовку нового закона о парламентских выборах и перевыборы на его основе, после чего — пересмотр Конституции, который должен ограничить и сроки президентского правления, и полномочия главы государства, после чего должны последовать уже президентские выборы... И пока "программа-максимум" далека от выполнения, оппозиционеры обещают, не взирая ни на что, использовать "все формы мирного гражданского протеста", ответственность за организацию и проведение которых должен взять на себя Координационный совет, объединяющий представителей разных политических и общественных движений. Ведь с учетом обновленного законодательства, роль такого организатора и в самом деле может оказаться весьма незавидной. А противостоять "финансово-уголовному" измору, похоже, будет очень непросто.