Не понимать и не принимать современное искусство - это уже нечто вроде непрофессионализма [ Редагувати ]

Оксана Баршинова - заведующая научно-исследовательским отделом искусства ХХ-ХХІ веков в Национальном художественном музее, куратор, преподаватель в Национальной академии искусства и архитектуры, автор многочисленных публикаций о современном искусстве Украины в специализированной и популярной прессе.
Оксана, вы в украинском искусстве уже давно. Что можете сказать об общих тенденциях?
- Общие тенденции можно охарактеризовать как расширение аудитории украинского искусства, стремление ликвидировать белые пятна в его истории, проявление интереса к международному контексту его существования. Если говорить о современном искусстве, то коротко можно определить его тенденции к большей открытости, стремлению художников работать в публичном пространстве, реагировать на вызовы современности (политические, психологические, социальные), делать искусство инструментом общественной активизации и переосмысления исторической памяти. Это в значительной степени способствует жанровому и техническому разнообразию украинского современного искусства, например, более активному, чем раньше, обращению к разным видам акционизма и медиа-арту.
А что насчет отношения к современному искусству в Украине? Стали ли относиться к нему более терпимо или по-прежнему воспринимают в штыки, как чуждое? Или такое отношение свойственно не только украинской культуре?
- Мне кажется, что статус современного искусства за последнее десятилетие сильно изменился. С каждым годом оно все органичнее входит в жизнь украинцев. Конечно, это не значит, что понимания стало больше - просто, я думаю, многие относятся к современному искусству, как к светской забаве или к одной из возможностей проведения досуга. Но это уже неплохо.
У нас действительно долгое время очень отличалось отношение к украинскому и зарубежному современному искусству. Последнее, в общем-то, принималось, а вот свое считалось только поверхностной данью моде. Теперь терпимее относятся к украинскому современному искусству, больше появилось заинтересованности в нем. В целом, в мире зрительская аудитория современного искусства не такая уж широкая, среднестатистическому потребителю искусства свойственно стремиться к привычному и понятному, жизнеподобному, а настоящее искусство ведь всегда некомфортное, тревожащее, затрагивающее болевые точки индивидуального или общественного опыта.
Как считаете, стало ли увлечение современным искусством трендом среди молодежи?
- Я боюсь быть категоричной, но мне кажется, что для молодых людей очень естественно интересоваться всем новым и технологичным. Я, к сожалению, в большей степени связана с профессиональной средой, но могу сказать, что интерес к современному искусству огромный - люди стремятся узнать как можно больше, выстроить собственную историю современного искусства, у них есть свои любимые - и очень хорошие! - современные художники: как иностранные, так и украинские. Важно, что среди профессиональных молодых искусствоведов (а профессиональная среда - своеобразный индикатор образованной части общества в целом) уже становится неловким не понимать и не принимать современное искусство, это уже нечто вроде непрофессионализма. Еще несколько лет назад ситуация была совсем другая.
Вы были куратором проекта Тараса Полатайко "Спящая красавица". Ожидали ли вы такого неординарного финала?
- Нет, безусловно, никто не ожидал - ни художник, ни я, ни участницы проекта. Смысл перформанса как раз и состоял в этой непредвиденности, непредсказуемости - автор задумывал только общую схему и меру ответственности всех участников, а развитие действия зависело от других факторов. Эти факторы, видимо, когда мы имеем дело с искусством, связаны не только с психотипом отдельного человека, его желаниями и мечтами, а прежде всего с некими общими стереотипами, поведенческими моделями, а также определяются национальной исторической памятью и современным контекстом. Все они совпадают в созданной автором ситуации. Неслучайно он выбрал именно сказку - она является полем, где концентрированный опыт коллективного дает основу для персонального решения и формирования своей судьбы. В современной украинской ситуации сказка могла, как выяснилось, иметь только такую развязку.
Фото Тараса Полатайко
Современные художники сейчас все чаще используют медиа-устройства в своих инсталляциях. Какие примеры высокотехнологичных арт-проектов вам как зрителю были интереснее всего?
- Арт-проекты, где художники используют медиа-устройства, всегда очень интересны - это всегда особенный подход. Мне интересна выставка Тони Оурслера, которая проходит сейчас в РinchukАrtСentre, интересным был проект Анны Надуды и Андрея Базюты в рамках "Космической Одиссеи-2011". Я не имею ничего против зрелищности современного искусства, и новые технологии помогают создавать невероятные художественные иллюзии.
Вы часто читаете лекции по истории искусства. Как относитесь к тому, что студенты все чаще используют современные девайсы вместо обычных конспектов?
- Очень позитивно. Информационный поток становится все более насыщенным, и охватить современный объем и одновременно его структурировать, расставлять акценты и приоритеты можно уже в основном при помощи новых устройств.
А какие устройства помогают лично вам ускорить и упростить работу?
- Мобильный телефон, ноутбук. К сожалению, планшетами я пока в своей повседневной и профессиональной жизни не пользуюсь. Но недавно мне довелось протестировать интересную новинку - ноутбук-трансформер Samsung ATIV Smart PC. Думаю, скоро без такого гаджета обойтись будет просто невозможно.
Вам было удобно пользоваться ноутбуком-трансформером?
- Да, очень удобно. Он достаточно ясен своим программным обеспечением - это привычная операционная система Windows, а благодаря рациональному решению интерфейса планшета можно очень быстро переходить от одной функции к другой.
Какие функции ATIV Smart PC вы использовали бы вне работы - для отдыха и развлечения?
- Фотокамерой, почтой, да и записной книжкой - приложением S Note - тоже. Использование электронного пера интуитивно понятно: можно делать записи прямо на экране, можно рисовать на изображениях. Легко создавать презентации, фиксировать впечатления и делиться ими с коллегами и друзьями.
Вы пробовали виртуальные прогулки по знаменитым музеям от Google Art Project? Какие ваши впечатления? Можно ли надеяться на подобное и в Украине?
- Это действительно впечатляющие прогулки. Думаю, в Украине тоже скоро появится нечто подобное, потому что по своему опыту музейного работника могу сказать, что виртуальные экскурсии по музейным экспозициям или выставкам очень востребованы у широкого зрителя.