В Украине уже два года внедряют медреформу [ Редагувати ]
Сегодня в Украине отмечают профессиональный праздник - день медработника, и сегодня же ровно два года, как Верховная рада приняла в первом чтении закон о медицинской реформе. Как далеко она зашла, эта реформа, и насколько ощутимы ее плоды, об этом в сюжете моего коллеги Василия Зимы.
"Лекарств дорогих мы не употребляем. А человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет".
До недавнего времени в селе Уладовка Винницкой области была представлена как традиционная медицина - вот этой участковой больницей советских времен, так и не традиционная - бабой-шептуньей Мариной.
В участковую больницу, хоть там и крыша протекала, тоже обращались. Но недавно Уладовку коснулась медреформа. Баба-шептунья осталась. А вот больницу закрыли - заменили амбулаторией семейного врача. На него переучилась педиатр Надежда, согласно реформе, именно семейный врач теперь первым приходит на помощь.
- Сімейний лікар вміє все, а як не вміє, то навчиться, і дитяче населення оглядаємо, і доросле.
На обучение Надежде выделели полгода. До 30 пациентов в день, плюс пять вызовов.
Теперь вместо прежней ставки в полторы тысячи гривен набегает все три. Для сравнения - в Киеве семейный врач зарабатывает около пяти тысяч вместо дореформенных 3-х. Как раз столько, по мнению чиновников Минздрава, должен получать "качественно работающий семейный врач".
- Я хочу проколотися, щоб зняти біль, - каже жінка. То у нас поколитеся, то й все.
Укол сделать, анализы сдать, но вот если что посерьезней, с этим, теперь надо ехать в районную больницу за 40 километров. Зачем, негодуют старожилы.
- Лікували непогано, чого закрили? Ну, видно, мішало комусь.
Василий Зима, корреспондент:
- Таким образом, в одном типичном селе сошлись все "за" и "против" медреформы, которая вот уже два года делит на сторонников и противников и врачей, и пациентов, и политиков.
В идеале модель реформированной медицины выглядит так: сначала пациент обращается к семейному врачу, в амбулаторию. Если понадобится, тот направит в районную больницу. И только на третьем этапе - высокоспециализированные учреждения вроде хирургии.
Для эксперимента по внедрению реформы выбрали Донецкую, Винницкую, Днепропетровскую области, некоторые районы Киева. Но то, что на бумаге называлось "созданием амбулаторий", на местном уровне часто выливалось в закрытие больниц. Начались протесты. Ведь согласно 49-й статье Конституции, их вообще закрывать нельзя.
Перегибы на местах увидел и президент:
"Там, где не нужно закрывать больницы, зачем их закрывать? В результате таких действий медреформа попадает под шквал критики, в некоторых случаях - вполне справедливо".
А еще местные власти почему-то начали реформу не только в экспериментальных областях, но и там, где она не планировалась! В Луцке горожане не позволили превратить поликлинику в амбулаторию семейной медицины. Возмутило людей как раз краеугольное положение реформы - чтобы сначала к семейному врачу и только потом - к профильному специалисту.
- Я перенесла 2 інсульта, у мене хворе серце, я тут живу, а кожен раз їздити, для хворих людей це щось значить.
Главврач местной поликлиники уверен: для больного сердца пациентки лучше хорошая амбулатория, чем убогая больница.
Виктор Максимюк, главный врач поликлинки:
- Змінювати щось треба. Якщо нема грошей, треба думати, як приблизити це фінансування і надавати допомогу сучасніше.
Это и есть один из главных аргументов сторонников реформы:
"В Украине процент больничных коек, а значит и помещений, и затрат на них вдвое выше, чем в Европе. Значит - надо оптимизировать".
- Такого фінансування жоден бюджет навіть розвинутої країни не потягне.
Но и с финансированием самой медреформы не все гладко. Оно предусмотрено за счет государственного бюджета, и денег, недавно обнаружилось, не хватает.
"Минздраву на реализацию реформы первичного уровня здравоохранения необходим 1 миллиард гривен".
Можно ли проводить реформу в условиях недофинансирования, уверены не все.
Олег Мусий, глава всеукраинского врачебного общества:
- Без грошей реформа неможлива в принципі, і найбільша проблема нашої реформи - намагаються зекономити кошти, а не дати кошти спочатку.
Это при том, что, по данным Всемирного банка, Украина и так тратит на медицину копейки, точнее - 263 доллара в год в пересчете на душу населения. Для сравнения - Канада выделяет 5630 долларов, Финляндия - 4325, Германия - 4875, Греция 2864, Россия - 807. Турция - 696.
Созданная месяц назад временная комиссия парламента по расследованию неэффективного использования средств в Минздраве (в нее вошли представители всех политсил) должна разобраться, не сопутствуют ли реформе злоупотребления и разбазаривание.
Анатолий Дырив, глава временной следсвтенной комиссии ВР:
- Треба навести порядок там, менше красти кошти, спрямувати на те, щоб покращити умови і саму якість лікування.
Пока что следственной комиссии работается туго - сколько больниц закрыто, сколько врачей уволились в результате медреформы - следователи из Рады еще не получили от Минздрава такую статистику. Остался без ответа и запрос от "Подробностей недели". Следственная же комиссия Рады свои выводы о работе Минздрава должна представить в парламенте через полгода.
- Ми тоді будемо бачити, що і як відбувається.
Дело не только в том, воруют или не воруют на медреформе, - проблема в распределении скудных средств на медицину, - считает экс-министр здравоохранения Николай Полищук. И в одном из интервью приводит интересные цифры: от 85 до 90% средств, выделяемых на медицинскую помощь, идет на содержание самой сферы здравоохранения, в том числе на выплаты зарплат. Лишь 10-15% средств уходит на нужды пациентов. А в странах, где медицина развита нормально, на нужды пациентов приходится 30-40%. В Эстонии, например, выделяют 30%". Николай Полищук, экс-министр здравоохранения.
Реформаторы медицины парируют, - вот как раз с этим и пытаются бороться! Просто этому хорошему начинанию катастрофически не хватает качественного пиара.
Николай Кобзей, директор департамента реформ Министерство здравоохранения Украины:
- Можливо ми недопрацьовуємо в роботі з мас-медіа і з населенням, тому що людям треба роз'яснювати.
Да и вообще, - утверждают в Минздраве, - еще рано подводить итоги.
"Одно дело - молоть языком, а другое - тянуть плуг. Возможно, мы начали внедрять изменения слишком поздно, но уже через 5-7 лет увидим результаты реформы". Раиса Богатырева.
В любом случае, отказываться от медреформы никто не собирается. Как сказал на этой неделе на Комитете по экономическим реформам президент - "власть доведет ее до конца". Следующий этап - запланирован на 2015-й год, тогда собираются ввести медицинское страхование.
Василий Зима, Инна Белецкая, Иванна Шкиндер, Александр Данилов, Никита Исайко и Сергей Килимник, Подробности Недели, Телеканал "Интер"