Озимые украинской политики [ Редагувати ]

Внутриоппозиционные пертурбации последних месяцев и кадровая чехарда прошлой недели создали в Украине почти тепличные условия для появления и развития новых партийных проектов. Первые "зерна" уже упали в благодатную почву; вопрос в том, когда они "взойдут", то есть, когда состоятся следующие парламентские выборы - в таком далеком 2011-ом или таком близком 2007-ом?
О праволибералах и левоцентристах
Несмотря на эпидемию разочарования и апатии, охватившую украинское общество после того, как некоторые политики не сумели воспользоваться результатами Оранжевой революции, значительная его часть сегодня испытывает объективную потребность в появлении нового партийного проекта. Парадокс заключается в том, что наше общество ни до, ни после выборов в Верховную Раду оказалось объективно не способно родить столь востребованный им же новый проект. При этом сейчас вряд ли кто возьмется даже описать, каким должен быть новый проект. Зато более-менее очевидно, каким он быть не должен. Он не должен иметь ничего общего с Партией регионов, проводящей реваншистскую политику возврата к кучмизму. Его лидеры не должны быть такими "моральными" как Александр Мороз, такими неадекватными как Петр Симоненко, такими авторитарными как Юлия Тимошенко или такими непоследовательными как Виктор Ющенко. В нем не должно быть сепаратистов, предателей, ретроградов, популистов или "любих друзів". От всех них народ устал и с настороженностью ловит любую новость о создании той или иной партии, пытаясь разглядеть в ней что-то новое и опасаясь увидеть все старое.
Сегодня наибольшую активность на ниве партийного строительства проявляет бывший председатель исполкома НСНУ Николай Катеринчук. Молодой политик 13 ноября заявил о своем выходе из НСНУ, а 22 ноября он уже отмечал вторую годовщину Оранжевой революции на Майдане Независимости под флагами Европейского Союза. В то же время он объявил и о планах создания новой партии. Такому шагу Катеринчука никто не удивился: разговоры о его "сольной" политической карьере начались еще в тот период, когда представители "Нашей Украины" вошли в коалиционное правительство Виктора Януковича. Не утихали они и тогда, когда НСНУ долго и болезненно принимал решение о своей оппозиционности, а Виктор Ющенко высказался за смену руководящего звена партии.
О проекте Катеринчука под предварительным названием "Европейская платформа" на данный момент известно немного: это будет партия, основанная на праволиберальной идеологии; поддержать "ЕП", по задумке ее творцов, должны будут все те, кто выступает за европейские стандарты жизни; общенациональное собрание и первый съезд партии планируется провести в феврале следующего года. Вот, фактически, и все. Никаких имен, кроме имени собственно Катеринчука, для участия в проекте пока что не заявлено. Хотя претенденты есть: это бывшие "полевые командиры" Майдана Владимир Филенко и Тарас Стецькив. К проблемам "Европейской платформы" можно отнести неопределенность с источниками финансирования проекта и... историю. Найти деньги на идеологию в Украине всегда было непросто. Иногда в одном ряду с Катеринчуком и "ЕП" упоминались фамилии Сергея Тигипко и Виктора Пинчука, но ни тот, ни другой не подтвердили своего участия в проекте. Думается, обжегшись несколько раз подряд, ни Тигипко, ни Пинчук более не заинтересованы в подобных инвестициях. Что же касается истории, то она свидетельствует: либеральные - и тем более праволиберальные - политические силы в Украине никогда не пользовались большой популярностью, и их шансы попасть в парламент самостоятельно стремились к нулю. Лишь в составе мощных блоков они могли надеяться на преодоление проходного барьера (как, скажем, ПРП в составе блока "Наша Украина" в 2002 году). Зато все пятнадцать лет независимости нашего государства в Верховная Рада не испытывала недостатка в "левых" элементах. Так что успех попытки Николая Катеринчука построить праволиберальный проект в лево-ориентированной стране вызывает обоснованные сомнения.
В данном контексте значительно предпочтительнее смотрятся шансы левоцентриста Юрия Луценко, с большим шумом покинувшего кресло главы Министерства внутренних дел. И хотя Юрий Витальевич никаких заявлений о партстроительстве не делал, никто не сомневается, что такая яркая фигура отечественного политикума останется невостребованной. А поскольку предложение Виктора Ющенко возглавить НУ (если оно было) Луценко не принял, то участие бывшего министра в каком-нибудь новом проекте, по мнению политологов, лишь дело времени. Чаще других в этой связи называется партия "Вперед, Украина!", занявшая на парламентских выборах-2006 последнее, 45-е, место с двумя сотыми процента голосов избирателей; а также общественная организация "Антикриминальный выбор", возглавляемая братом Юрия Луценко Сергеем. В процессе создания "партии Терминатора" может возникнуть проблема с финансированием (где же сегодня Луценко возьмет честного и чистого перед законом "спонсора"?! Это после его-то разоблачений...). Кроме того, президент, очевидно, еще не созрел для того, чтобы отпустить Юрия Витальевича в одиночное плаванье и вполне может подыскать ему какое-нибудь местечко во власти, скажем, в СНБО или Секретариате.
Есть также целый сонм других политиков - например, Князевич, Кириленко, Стретович и даже Ехануров, - которые всеми фибрами своей души чувствуют необходимость появления некой новой политической силы. Но в силу различных обстоятельств они существенно ограничены в пространстве для маневра: кому-то катастрофически не хватает денег, кому-то - харизмы, а кто-то хочет вырваться, скажем, из "Нашей Украины", но не хочет подводить лично Виктора Ющенко. Поэтому у них фактически нет иного выбора, кроме как ждать создания новых партий, их первых шагов, реакции на них общества и президента.
Никто не знает как они переживут зиму
В связи с повысившейся в Украине активностью партийного строительства возникает резонный вопрос: а зачем этим вообще заниматься, если до ближайших парламентских выборов - почти пять лет? Ведь партии для того и создаются, чтобы участвовать, побеждать или проигрывать на выборах, не правда ли? С одной стороны, политология и пиар утверждают, что для раскручивания нового политического проекта и формирования его основной электоральной базы при соответствующем финансировании необходимо от года до двух лет. С другой стороны, за пять лет от популярности Луценко или памяти об "идеалах Майдана", на которых сегодня играет Катеринчук, может ничего не остаться. В этой связи вопрос о возможности досрочных выборов в Верховную Раду обретает новое звучание.
Теоретически роспуск парламента и объявление досрочных выборов возможны. Например, если БЮТ и "Наша Украина" более чем на месяц заблокируют работу парламента и при этом не дадут "антикризисной" коалиции провести заседание в каком-нибудь другом месте. Кроме того, есть в нашей Конституции такой пункт: президент получает право роспуска Верховной Рады, если на протяжении 30 дней не будет сформировано правительство. Ющенко имеет те же тридцать дней, чтобы подать в ВР кандидатуру на пост министра иностранных дел. Суть в том, что президенту в случае бездеятельности ничего не грозит, а вот ответственность парламента прописана в Основном законе достаточно четко. Ющенко может не подать кандидата или подать в ВР того же Тарасюка, которого парламент, естественно, не одобрит, - и вот вам основание разогнать народных избранников по домам. Сценарий, конечно, далекий от совершенства и небезупречный юридически, но кого сегодня на властном Олимпе волнуют такие мелочи?
Не будем, однако, бежать впереди паровоза. А лучше попробуем определить место проектов Катеринчука и Луценко на политической карте современной Украины. Зарождающаяся "Европейская платформа" может рассчитывать на благосклонное к себе отношение Виктора Ющенко, но не "Нашей Украины". Руководство НУ вряд ли в обозримом будущем простит Катеринчуку его демарш, негативно отобразившийся на их и так неоднозначном имидже. Зато тут как тут будет Юлия Тимошенко. У нее появится шанс убить одним выстрелом немало зайцев: во-первых, предстать в образе собирательницы всех "сил Майдана"; во-вторых, нейтрализовать потенциального конкурента на протестном электоральном поле; и в-третьих, еще раз подчеркнуть олигархический характер НУ. Катеринчуку, правда, понадобится приложить максимум усилий, чтобы не повторить судьбу ПРП и избежать поглощения более сильным "союзником". С другой стороны, как мы уже отмечали, праволиберальная партия в украинских реалиях не может рассчитывать на успех, действуя самостоятельно, и решение "ЕП" влиться в ряды БЮТ может стать логичной, но временной мерой.
С Юрием Луценко все несколько сложнее. Его в последнее время называют не иначе как "последней электоральной надеждой президента". И, видимо, есть за что. Синхронность действий Юрия Витальевича и Виктора Андреевича прямо-таки бросается в глаза. Некоторые аналитики уже сейчас называют будущее детище Луценко новой пропрезидентской силой. Но избрание Виктора Балоги председателем политсовета НУ демонстрирует, что президент не собирается отдавать эту партию во власть "любих", но впавших в немилость "друзів". Более того, сам Юрий Луценко сразу после своей отставки с парламентской трибуны заявил, что его рука протянута не только НУ, но и БЮТ. В общем, не стоит ожидать, что бывший министр станет простым исполнителем чьей-то чужой воли.
Сегодня ситуация с партийным строительством в Украине напоминает посев озимых: никто не знает как они переживут зиму. Однако первые "зерна" уже упали в благодатную почву и остается только ждать их "всходов". Многое тут зависит не только от сорта "семян" и общего "климата", но и от того, кто за ними будет ухаживать - неспециалист пчеловод или все-таки настоящий агроном...