СМИ не влияют на рейтинги Януковича и Ющенко [ Редагувати ]

Освещение ведущими телеканалами Украины деятельности премьер-министра Украины Виктора Януковича и лидера блока партий "Наша Украина" Виктора Ющенко как кандидатов в Президенты не оказывает существенного влияния на их рейтинги. Об этом свидетельствует сопоставление рейтингов кандидатов с результатами контент-анализа СМИ, проведенного совместно с "УНИАН" Фондом "Открытое общество".
Как заявил представитель фонда Юрий Сиротюк, в ходе исследования проводился мониторинг сообщений о кандидатах на должность Президента Украины в выпусках вечерних новостей на ведущих телеканалах - УТ-1, СТБ, ICTV, "Интер", "1+1" и "5-й канал"; в печатных СМИ и Интернете. По его словам, существует явное различие в "тональности" сообщений на "5-м канале" и на пяти других телеканалах, поэтому он был выделен отдельно, поскольку данные этого канала не влияли на "общий массив информации".
Так, по данным Сиротюка, в июле лидером упоминаний на ведущих телеканалах (без "5-го канала") был Янукович, который набрал 45,88% от общего объема всей информации о кандидатах. На этих же каналах он был лидером положительных (95% всех упоминаний о кандидатах) и нейтральных (32,5%) сообщений. В то же время Ющенко на этих телеканалах был лидером отрицательных упоминаний (82,96% всей отрицательной информации о кандидатах). На "5-м канале" лидером упоминаний также был Янукович - 48,96%, Ющенко набрал 22%. При этом Сиротюк отметил, что здесь лидером положительных упоминаний был Ющенко (61% всей положительной информации), отрицательных - Янукович (71%). Деятельность Симоненко и Мороза освещалась на всех телеканалах одинаково, в основном нейтрально.
В августе, подчеркнул Сиротюк, ситуация несколько изменилась: лидером по общему количеству упоминаний на телеканалах стал Ющенко - 32% и уже за ним шел Янукович - 27%. Однако лидер "НУ" на ведущих каналах стал лидером отрицательной и нейтральной информации, то есть о нем каналы давали 95% отрицательной информации из всего негатива о кандидатах, 28% - нейтральная информация. Деятельность же Януковича в августе телеканалы освещали исключительно позитивно, - отметил он. Сохранилась тенденция нейтрального освещения действий Симоненко и Мороза.
На "5-м канале" в августе лидером общего количества упоминаний был Ющенко, к тому же, как подчеркнул
Сиротюк, это был единственный на то время телеканал, который освещал деятельность Ющенко положительно. При этом 93% отрицательной информации о кандидатах в августе на "5-м" касалось Януковича. Симоненко и Мороз получили приблизительно одинаковую "порцию" нейтральной информации.
В печатных СМИ в августе лидером упоминаний снова был Ющенко, который лидировал в контексте положительных и нейтральных сообщений. Януковичу в печатных и интернет-изданиях в августе было посвящено наибольшее количество отрицательных упоминаний. Обратившись к данным рейтингов в последний месяц лета, можно увидеть, что разрыв между основными кандидатами сократился, при этом Ющенко по-прежнему продолжает лидировать - 29,1% голосов против 23,5% у Януковича.
Как отметил представитель фонда, в сентябре прежняя тенденция на центральных телеканалах сохранилась - лидерами общего количества упоминаний остаются Ющенко (30,5%) и Янукович (29,97%), но 100% положительных упоминаний посвящено премьер-министру, а лидеру "НУ" - 79,23% всей отрицательной информации. Деятельность Симоненко и Мороза третий месяц подряд не центральных телеканалах освещается преимущественно нейтрально. На "5-м канале" лидерами упоминаний также являются Ющенко (41%) и Янукович (38,25%), тем не менее 100% положительной информации здесь относится к Ющенко, а 81% негатива - к Януковичу.
В печатных СМИ лидером сообщений в сентябре стал уже Янукович: 37% упоминаний касалось именно его, при этом он стал лидером отрицательных упоминаний (76%) в отличие от Ющенко, которому в этом месяце посвящено 62% представленной положительной информации. Деятельность Симоненко и Мороза в печатных СМИ в сентябре освещалась по-прежнему преимущественно нейтрально. Подобная ситуация и в интернет-изданиях, - сказал Сиротюк.
В общем, по его словам, печатные СМИ и интернет-издания корректируют свою информацию в соответствии с рейтингами. А в отношении информации, которая подается на телеканалах, он отметил, что в соответствии с последними соцопросами, "несмотря на то, что телеканалы по-разному освещают кандидатов, и даже вопреки тому, что 5 ведущих телеканалов преимущественно отрицательно освещают деятельность Ющенко и абсолютно положительно деятельность Януковича, - это не влияет на существенное изменение рейтингов".
Коммерческий директор УНИАН Валерий Нечипоренко в свою очередь обратил внимание присутствующих на то, что согласно графикам полученных результатов контент-анализа ведущих СМИ "поражает амплитуда отрицательных и положительных упоминаний". "Амплитуда отрицательных упоминаний намного больше, чем амплитуда положительных упоминаний. Это может свидетельствовать о том, что пресса негатив любит больше, чем позитив, и, наверное, о том, что наши кандидаты стараются больше строить свою кампанию на негативе, чем на позитиве", - отметил он.