США пытается оценить самый дорогой теракт [ Редагувати ]
Спустя неделю после трагических событий в США деловой мир уже подсчитал первые убытки. Хотя окончательно размер ущерба будет определен еще не скоро, уже сейчас можно смело говорить о том, что самолетная атака стала самым дорогим терактом за всю историю человечества.
Авиакомпании
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), финансовые потери авиакомпаний всего мира в результате терактов в США составят около 10 млрд долларов(некоторые эксперты называют даже цифру 25 миллиардов долларов). Причем это лишь убытки, которые авиаперевозчики понесли за неделю со дня совершения терактов. Девять крупнейших американских авиакомпаний теряют от 100 млн.долларов до 250 миллионов долларов ежедневно из-за закрытия воздушного пространства США. Наибольшие потери понесут, конечно же, американские авиаторы - минимум 4,4 миллиарда долларов до конца этого года и еще не менее 400 миллионов долларов в 2002 году. В связи с финансовыми потерями кредитные рейтинги крупнейших авиакомпаний могут снизиться, что приведет к росту стоимости заимствований для них и, как следствие, к сокращению парка самолетов и численности персонала. По предварительным прогнозам, объем пассажироперевозок в США до конца этого года может сократиться на 20% (в прошлом году он составил около 700 миллионов пассажиров). Западные эксперты считают, что еще как минимум два года пассажиры, которые раньше не боялись летать самолетами, будут испытывать естественный страх перед полетами. Авторитетный голландский аналитик Ян Виркен считает, что в первую очередь от полетов будут отказываться туристы, причем сокращение может быть двукратным (по данным International Air Transport Association, туристы составляют до 60% пассажиров), число деловых пассажиров сократится незначительно и быстро вернется на прежний уровень. Мировые биржи зарегистрировали десятипроцентное падение котировок акций крупнейших авиакомпаний. Как ранее сообщали "PODROBNOSTI.com.ua". О банкротстве уже объявила одна из крупнейших региональных авиакомпаний США Midway Airways. Авиакомпания Continental объявила о сокращении объема перевозок на 20% и увольнении 12 тысяч человек персонала, а авиакомпания US Airways объявила о сокращении 11 тысяч рабочих мест и уменьшении количества рейсов на 23%.
Сразу после терактов американские авиакомпании American Airlines и United Airlines начали лоббировать в конгрессе США ограничение количества исков о возмещении ущерба, связанного с терактами. Вчерашний номер The New York Times сообщил, что представители компаний требуют ограничить их юридическую ответственность по возмещению ущерба семьям и родственникам пассажиров и экипажей четырех разбившихся самолетов, так как возможные выплаты могут составить сотни миллионов долларов.
Крупнейшие европейские авиакомпании - British Airways, Lufthansa, Air France и KLM - закончат текущий год с убытками ввиду падения поступлений от трансатлантических перевозок (они составляют до 40% от общей суммы выручки). А Swissair, по данным швейцарской газеты Le Temps, вообще может оказаться на грани банкротства после отмены 60 своих рейсов в США.
Потери российских компаний, по предварительным экспертным оценкам, будут минимальны. "Аэрофлот", единственный российский перевозчик, летающий в США, как сообщили в пресс-службе компании, рассчитывает на получение страховки, что позволит компенсировать отмену 16 рейсов в США. Правда, сумму страховки в компании не сообщают.
Топливно-энергетический комплекс
Сразу после терактов мировые цены на нефть выросли до 30-31долларов за баррель. Рост цен был вполне обоснованным - нефтетрейдеры сочли, что в сложившейся ситуации США могут немедленно пойти на ответные шаги. Американские удары в той или иной степени затронут и районы нефтедобычи - на мусульманские страны приходится не менее 30% добываемой в мире нефти.
Поскольку мгновенного возмездия не произошло, цены на нефть пошли вниз. Торговцев успокоило и то, что США объявили о том, что вычеркнули Ирак из списка стран, возможно причастных к терактам. Однако до прежнего уровня в 25 долларов за баррель они не упали - Америка начала военные приготовления, а они всегда вызывают повышенное потребление горючего (вооруженные силы США уже приступили к закупкам топлива для своего флота в Индийском океане и керосина для авиации на юге Испании). Тем временем ситуация на рынке остается нестабильной. Так три крупнейшие китайские нефтекомпании - PetroChina, Sinopec - прекратили операции с нефтяными фьючерсами на мировом рынке в связи с повышением коммерческих рисков.
В воскресенье США обратились в ОПЕК с просьбой увеличить добычу нефти на 1 млн баррелей в сутки. Рост ее предложения должен был привести к снижению цен, что, в свою очередь, помогло бы американской экономике. Возможно, есть еще одна причина такой просьбы - по данным Федеральной резервной системы, производство в Америке в течение последних 11 месяцев неуклонно падает. Не последнюю роль в снижении промышленного производства сыграли и запредельно высокие, по мнению американцев, цены на нефть в течение последнего года. Однако в понедельник генсек ОПЕК Али Родригес отказал США: "Для увеличения добычи нет предпосылок - на рынке не наблюдается недостатка нефти". По мнению господина Родригеса, не возникнет необходимости коррекции квот и на саммите ОПЕК 26 сентября.
Но даже если добыча вырастет, цены не упадут - по крайней мере в ближайшие месяцы. В обычных условиях высокие цены на нефть не могут держаться годами. Они вызывают общий спад в мировой экономике и, как следствие, снижение потребления горючего. Невостребованной нефти становится слишком много, происходит кризис перепроизводства, который вызывает обвальное падение рынка энергоносителей (последний раз это произошло в 1998 году, когда стоимость нефти упала до 10 долларов за баррель). Однако теракты создали уникальную ситуацию - даже в условиях общемирового снижения потребления нефти на мирные нужды цены на нее могут оставаться высокими. Все зависит от того, сколько времени США будут наказывать своих обидчиков. В это время цена нефти будет на 3-4 доллара за баррель выше, чем до терактов. Ежесуточно в мире потребляется порядка 75 миллионов баррелей. Больше половины этого объема приходится на развитые страны. Таким образом, за каждый день военной кампании США они будут терять от высоких цен на топливо не менее 120 млн долларов.
Автомобильная промышленность
Теракты сказались на планах крупнейших автомобильных концернов мира. Буквально за неделю сократились продажи новых автомобилей. Это вынудило автопроизводителей скорректировать свои планы по производству автомобилей в сторону уменьшения. Кроме того, нарушения в авиасообщении привели к сбоям в работе автомобильных заводов. В наибольшей степени пострадали предприятия США. Местные заводы получают значительную часть комплектующих от смежников из Канады и Мексики. Сейчас на границе с этими государствами ужесточен пограничный досмотр, и грузовики с запчастями стоят в очереди по нескольку дней. Из-за перебоев в поставках комплектующих об остановках ряда своих предприятий на четыре-пять часов в сутки уже объявила корпорация General Motors. На несколько часов был остановлен и один из американских сборочных заводов концерна DaimlerChrysler. Если ситуация не стабилизируется, концерны могут потерять по 60-70 миллионов долларов за каждый день простоя своих заводов в штатах Висконсин и Мичиган.
Ford Motor Co заявил о сокращении производственного плана на третий квартал текущего года на 110-120 тысяч автомобилей (до уровня в 810 тысяч машин). Эти расчеты основаны на возможных будущих простоях шести заводов компании. В итоге потери Ford Motor, по некоторым оценкам, могут превысить 1,7 миллиарда долларов. Финансисты Ford уже прогнозируют снижение дохода по акциям компании, который месяц назад оценивался в 0,1 доллар на акцию.
Недвижимость
Рынок недвижимости США отреагировал на теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне весьма болезненно. Резко снизился спрос на офисные площади во всех крупных городах. Нью-Йорк, в августе занимавший пятое место в мире по уровню арендных ставок, по мнению риэлтеров, теперь не сможет претендовать даже на место в десятке. Пока никто не говорит о падении цен как о свершившемся факте, однако прежняя средняя стоимость аренды 1 кв. м, доходившая в Манхэттене до 2 тысяч долларов, явно ушла в прошлое. Кроме того, опасениями по поводу новых террактов может привести не только к снижению арендных ставок, но и к бегству корпораций из деловых центров США. Реальных сделок, которые позволяли бы судить о масштабах этой миграции, пока нет, однако резко возросший спрос на офисы в Торонто, Ванкувере и Монреале является вполне очевидным симптомом. Что совсем неудивительно: по данным компании Penny Lane Reality, средняя стоимость аренды офиса класса "А" в Нью-Йорке - 1280 долларов за 1 кв. м, в Торонто - около 300 долларов, и при этом террористы совсем не интересуются Канадой.
Потери арендодателей огромны. Компания Silverstein Properties, за два месяца до трагедии арендовавшая WTC на 99 лет за 3,2 миллиардов долларов, потеряла не менее 1 млн. кв. м офисных площадей, около 1,5 миллион кв. м было повреждено в соседних зданиях. Владельцы других бизнес-комплексов Нью-Йорка и других деловых центров США для сохранения нынешнего уровня заполненности площадей должны готовиться как минимум к 15-процентному снижению арендных ставок. Совокупные потери рынка могут составить сотни миллиардов долларов.
Ситуация на рынке жилья не столь тревожна. Спрос снизился, однако преимущественно в отношении элитного жилья. Причем, по мнению Sotheby`s International Realty, снижение спроса весьма незначительно и объясняется не столько террористическими актами, сколько общей рецессией американской экономики.
Что касается рынка недвижимости Европы, то он отреагировал на трагедию в США довольно вяло. Наметилась тенденция к увеличению арендных ставок на офисы в Швейцарии и других нейтральных странах, однако перспективу тотальной миграции офисов крупных корпораций всерьез никто не воспринимает.