Венесуэльский перекресток, или Что связывает Буша, Путина, Кастро и Чавеса? [ Редагувати ]

Сегодня те, кто уверены, что следующая "антитеррористическая операция" США не за горами, практически единогласно заявляют, что новой жертвой станет Иран. Те же, кому охота "пооригинальничать" указывают на Сирию; настоящие "экстремалы" - на Северную Корею. Тем временем Венесуэла - страна, на которую дипломаты из Госдепартамента нападает ничуть не меньше, чем на Иран или КНДР - отнюдь не в фокусе внимания. А зря. Ведь больше чем у нее, ни у кого в западном полушарии нефти нет...
История не-любви
Все американское общество, вся история, весь бизнес построены на принципе индивидуализма. Принцип этот нашел отражение и во внешней политике, проводимой в мире единственной сверхдержавой. Например, если Путин Бушу - друг и товарищ, то и Россия Америке - партнер, несмотря на постоянные дипломатические стычки, не говоря уже о каких-то "мелких" проблемах с демократией и свободой слова. А вот если Ким Чен Ир и Саддам Джорджу не нравятся, то и вся Северная Корея с Ираком уже образуют мировую "ось зла". Так вот: к Уго Чавесу у Буша неприязнь давняя, но, очевидно, безрезультатная - Чавес-то живой еще, президентствует.
Ради справедливости стоит отметить, что Чавес сам накликал на себя немилость американцев; по большому счету, несколько лет назад им на какого-то подполковника плевать с высокой колокольни было. Что, собственно, и проявилось в 2002 году, когда Чавеса попытались свергнуть военные, а Госдеп дал понять: Штаты ни за, ни против. Мол, Чавес - недемократичный, новый лидер тоже будет недемократичным; главное, чтобы нефтяная река из Венесуэлы на американские заводы не обмелела.
А Чавес обиделся, крепко обиделся. И принялся в стратегически важном для Вашингтона регионе воду мутить, инициативы антиамериканские стал продвигать. И что самое для Белого дома обидное - даже не подумал переставать дружить с любимчиком всех американцев Фиделем Кастро. А недавно, не взирая на исподтишка грозящего пальчиком дядюшку Сэма, закупил у России 100 тысяч Калашниковых да десяток вертолетов. Но ведь не может Буш злиться на "своего друга" Владимира, правда? Даже если Москва, кроме мятежного Каракаса, еще и со стремящимся к атому Тегераном соглашения заключает. Поэтому снова досталось бедному Уго. А тот снова в нелестных выражениях объяснил Джорджу, насколько близко знает его маму, а потом столетней войной пригрозил (ну конечно, Калаши-то, наверное, уже плывут в венесуэльские порты). Вот такая венесуэльско-американская не-любовь.
Фидель, ВВП и снова нефть
И все-таки, почему же США упорно конфликтуют со страной, которая обеспечивает 15 процентов потребностей американского рынка нефтепродуктов?
Эксперты по Латинской Америке говорят, что именно из-за "черного золота", точнее - из-за цен на него. Точные цифры не разглашаются, но доподлинно известно, что в день венесуэльские НПЗ перерабатывают до 1,5 миллионов баррелей сырья; треть от общего количества продуктов переработки экспортируется в США. В то же время, на Кубу объемы поставок на Кубу оцениваются в районе 50-55 тысяч баррелей в день. Но: если США вынуждены закупать нефть по высоким ценам, установленным соглашениями Венесуэлы и ОПЭК, то Остров свободы получает топливо по сверхнизким тарифам, оговоренным в договоре между сеньором Чавесом и товарищем Кастро от 2002 года.
Особые отношения Каракаса и Гаваны для Вашингтона - как для быка пляшущая красная тряпка. Очевидно, американцы действуют по принципу "друг моего врага - мой враг". А тут еще у Фиделя язык зачесался сообщить на весь мир, что США готовят на Чавеса покушение. Учитывая, что несколькими днями позже об этом же сказал и сам президент Венесуэлы, то закрадывается мысль, что это была тщательно спланированная PR-акция. А Штаты, как дети, купились - и айда оправдываться, мол, "я - не я и лошадь не моя".
Другой фактор, влияющий на отношения Каракаса и Вашингтона - это наркоторговля. Сама по себе Венесуэла не является значительным производителем наркотиков. Однако огромная часть колумбийских, боливийских и перуанских кокаина и героина попадают на территорию Америки именно через венесуэльские порты. А Чавес, даром что дядя строгий, обеспечить эффективное противодействие такому траффику не может.
Ну и наконец, российский фактор. Россия, как шкодливый ребенок, пытается вставить палки в американские внешнеполитические колеса где только сможет. А поскольку возможностей откровенно маловато, то Москва готова сотрудничать даже с такой одиозной фигурой как Чавес. И дело даже не в продаже оружия в регион, перманентно сотрясаемый переворотами и гражданскими войнами. Дело - в психологии и, конечно, снова нефти. Авторитетная итальянская газета Corriere della Sera считает Путина и Чавеса "политическими близнецами". Пристально изучив биографии двух бывших подполковников и истории их восхождения на политический Олимп, журналисты пришли к выводу, что в странах, где нет зрелых демократических институтов и гибкого государственного сектора, нефть превращается в проклятие. Она порождает коррупцию, неравенство, безработицу и борьбу за власть, которая, естественно, сводится к контролю за главной отраслью страны. Нефть, в конце концов, обеспечивает правительству реальную власть, утверждает издание.
Штаты гибнут за золото. Черное золото
Возможно, США и не были бы так суровы к неугодному Уго Чавесу, если бы этот компанейский, темпераментный, общительный и дерзкий деятель не начал пытаться вбросить свой конфронтационный стиль в политику других стран региона. А ведь Штаты никогда не допустят серьезного ослабления своих традиционно сильный позиций в Латинской Америке, исторически рассматриваемой Белым домом как зона своего влияния.
Так что совершенно логичным выглядит постановление Джорджа Буша о разработке стратегии "сдерживания" Венесуэлы и ее лидера Уго Чавеса, которого Вашингтон обвиняет в "подрывной" деятельности в соседних латиноамериканских государствах. И другая страна-региональный лидер поступила бы точно также. Разве Россия уже не высказалась - завуалировано, правда - против принятия Украины в НАТО?
Сомнительно, конечно, что Венесуэлу постигнет участь Ирака, но, учитывая давние и глубокие традиции деятельности ЦРУ в Латинской Америке, высокой остается вероятность физического устранения неудобного политика. Возможно также, что американцы предпочтут проделать всю грязную работу руками провашингтонского президента Колумбии Урибе.
Одним словом, не вопрос, что США готовы и будут отстаивать свою сферу влияния различными методами. Вопрос в другом: какими методами Америка готова бороться за рынки так необходимой ей нефти?..
При написании статьи использованы также материалы Хронос и Петрос