Медицинская реформа: что изменится для простых украинцев [ Редагувати ]


Верховная Рада сегодня со значительными правками дала старт медицинской реформе в Украине.
"За" законопроект №6327 "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" проголосовали 240 народных депутатов.
Podrobnosti.ua проанализировали основные положения законопроекта и выяснили, как реформа повлияет на простых украинцев.
Что изменится?
Так, объем медицинских услуг и лекарственных средств, стоимость которых покрывается госгарантиями и степень покрытия, закрепляется на уровне закона в государственном гарантированном пакете.
В рамках этого пакета государство гарантирует полную оплату за счет средств государственного бюджета необходимых медицинских услуг и лекарственных средств на экстренном, паллиативном и первичном уровне, и частично на вторичном (специализированном) и третичном (высокоспециализированном) уровне, предоставленных поставщиками медуслуг.
Финансирование предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств осуществляется по утвержденным тарифам (тарифа покрытия и тарифом сооплаты - ред.), которые являются едиными для всей территории Украины.
Также вводится реимбурсация стоимости рецептурных лекарственных средств в соответствии с назначением врача, включенных в детализированное описание.
Кабинет министров Украины может увеличивать тариф покрытия и корректировать размер тарифа сооплаты при условии увеличения общего объема расходов на медицинские услуги и лекарственные средства по государственным гарантированным пакетом, предусмотренных в держбюджеты на соответствующий год.
Создание единого национального заказчика
Единый национальный заказчик будет непосредственно выполнять функции единого национального заказчика медицинских услуг и лекарственных средств, обеспечивать целевое использование бюджетных средств и контролировать добросовестное выполнение поставщиками договоров о медицинском обслуживании населения.
Отмечается, что создание единого национального заказчика крайне важно, учитывая необходимость устранения коррупционных рисков. Планируется, что новый механизм финансирования будет введен постепенно, на первичном уровне уже с 2018 года, на других уровнях - до 2020 года.
Ожидается, что в результате внедрения новой модели финансирования бюджетные средства на финансирование здравоохранения будут направляться на оплату конкретных медицинских услуг и лекарственных средств, предоставленных клиентам, а не на содержание инфраструктуры учреждений здравоохранения.
Медобслуживание участников АТО
Проект закона также предусматривает:
1. Полную оплату за счет средств государственного бюджета медицинских услуг и лекарственных средств предусмотренных детализированным описанием, для лиц, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при непосредственном участии в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО в период проведения, лицам, указанным в пунктах 11-14 части второй статьи 7 закона "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты";
2. Полную оплату за счет средств госбюджета медицинских услуг и лекарственных средств, предусмотренных детализированным описанием, которые необходимы для лечения ранений, контузий или увечий, полученных лицами, перечисленными в пунктах 9-20 части первой статьи 6 закона "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты "в боевых действиях при непосредственном участии в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО в период ее проведения.
Главные риски реформы
Некоторые положения законопроекта не согласуются с положениями Основного закона. В статье 49 Конституции Украины предусмотрено, что государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Конституция Украины не предусматривает возможности установления каких-либо исключений из указанных положений, кроме ограничений в условиях военного или чрезвычайного положения.
Также в проекте остается нерешенным ключевой элемент правообеспечивающего механизма системы медицинского страхования, а именно объем медобеспечения граждан. Так, в ч. 1 ст. 4 проекта государство гарантирует полную или частичную оплату согласно тарифу покрытия за счет средств госбюджета предоставляемых пациентам необходимых медицинских услуг и лекарственных средств, предусмотренных государственным гарантированным пакетом.
Вместе с тем в статье 5 предусмотрено, что государство гарантирует пациентам полную оплату за счет средств госбюджета необходимых медуслуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением экстренной медпомощи, первичной медицинской помощи и паллиативной помощи.
Кроме того, в законопроекте четко не определен механизм защиты прав пациентов. Так, в ч. 3 ст. 8 законопроекта предусматривается создание Совета пациентского контроля, который заслушивает информацию о деятельности, выполнении задач центрального органа исполнительной власти, однако не хватает конкретных процессуальных прав и обязанностей в связи с выполнением указанных выше задач.