Охота на евробляхи: какие штрафы готовят для водителей авто с иностранными номерами? [ Редагувати ]
Подбираются политики и к решению проблемы евроблях - обсуждают даже, сколько придется заплатить за легализацию машин. Какую цену предлагают чиновники? И на что согласны сами владельцы машин с еврономерами? Разбиралась Елена Зорина.
Среди таксистов и рядовых автомобилистов. Литовцы, поляки и чехи - в Украине - повсюду.
"Я працюю в Чехії, мені так підходить, вона дешевша", - говорит Игорь, владелец автомобиля с иностранной регистрацией.
Кто-то, как Игорь, выезжает каждые 5 дней - выстаивая очереди на границе.
"Не зовсім зручно, але закон - є закон", - говорит Игорь, владелец автомобиля с иностранной регистрацией.
Кто-то правдами и неправдами получает разрешение ездить в Украине на год. В схеме - доверенности, заграничные компании или граждане-иностранцы:
"С участием евроблях происходит процентов 15 аварий в Киеве. В принципе, сколько их ездит по Киеву, примерно столько аварий и происходит".
Ежедневно, рассказывает автоэксперт Влад Антонов, а полиция подтверждает, в столице регистрируются аварии с участием евробляхеров. Отправляемся в авторейд. И вот - первый случай. Литовский "Мерседес" въехал в патрульный "Рено".
"Я перестраивался с одного ряда в другой, загорелся красный. Машина эта остановилась, а я как раз смотрел направо, уступят мне дорогу или не уступят. Провтыкал и уперся", - говорит Валентин, водитель.
"Накладка бампера зправа і незначна вм'ятина", - говорит патрульный
Кто заплатит за ремонт вот этого "Хюндая", а заодно и "Лексуса" - пока неясно. В две припаркованные машины въехал польский нерезидент.
"Из машины выползло 6 тел, человек 2 из них были пьяны - это было видно. Один из них был за рулем", - говорит Варвара Молчанова, пострадавшая.
Варвара и второй пострадавший автовладелец теперь ожидают суда. Но покроет ли ущерб виновник - большой вопрос.
"У них доверенность, владелец в Польше. У этого водителя не было прав, он уже был лишен прав за вождение в нетрезвом состоянии", - говорит Варвара Молчанова, пострадавшая.
Есть страховка и хотя бы какие-то документы, - большое везение.
"Водители часто скрываются с места, когда ситуация серьезная, когда речь идет о пострадавших, о большом ущербе. В случае с еврономерами - очень трудно установить, кто был за рулем", - утверждает Влад Антонов, автоэксперт.
Да и наказать за езду на автомобиле без растаможки, говорят юристы, почти невозможно.
"Коли поліцейський бере в руки техпаспорт, де особа в нього вписана, але фактично перевірити, коли автомобіль заїхав на територію України він не може", - говорит Игорь Липявка, адвокат.
Изменить эту ситуацию в очередной раз решили в парламенте. Предлагают ввести акциз для автомобилей с иностранной регистрацией и "драконовские" штрафы.
"В любому разі - сума розмитнення буде сягати десь 2500 - 3000 євро. Загальна сума! Ми зробили за всю історію країни найбільш ліберальну ставку", - утверждает Нина Южанина, глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, соразработчик законопроектов.
Для каждого авто - свой тариф. Чем новее - тем дешевле. Формула простая: базовая ставка - 50 евро для бензиновых и 75 для дизельных машин, эту сумму нужно умножить на объем двигателя и возраст авто. Выходит, что поставить на учет 5-летний бензиновый "Мерседес-Бенс" можно будет за 500 евро. А вот растаможка 20-летнего дизельного "Фольксвагена-пассат" почти с таким же объемом двигателя обойдется в 2850 евро. За езду на машине с просроченным сроком транзита предусмотрен штраф - до 170 тысяч гривен с лишением прав.
В организации, которая занимается защитой прав евробляхеров, говорят: растамаживать машины владельцы готовы. Но с цифрами не согласны. Акцизы на старые иномарки порой вдвое выше, чем стоимость самих машин.
"Зараз в Україні приблизно 3 мільйони автомобілів. Якщо ці 3 мільйони заплатять по ті ж самі 500 євро, ви просто порахуйте, що тільки 15 мільйонів євро прийде до бюджету України. Не потрібно нам робити пільги. Зробіть, будь ласка, так щоб це було зручно і корисно для кожного українця", - говорит Олег Ярошевич, глава общественной организации "Авто Евро Сила".
Помимо удобства - это еще и хорошо отлаженный бизнес. Купить евробляху можно, даже не выезжая за пределы Украины. Дорогой внедорожник, шикарный кабриолет или просто рабочая лошадка - что закажете. Оформление - вопрос максимум на час.
Окраина Киева. Именно здесь, рядом с овощными лотками - рынок по продаже автомобилей с европейской регистрацией. И купить евробляху, говорят, также просто, как помидоры. Были бы деньги!
Вот это сейчас мы и проверим!
По легенде, ищем машину для папы на дачу:
"Не дорого? Чтоб все колеса? - Ну да! - Есть!"
Старенькие иномарки в большинстве, говорят, пригнаны из Германии, зарегистрированы в Литве. Вот этот внедорожник - гордость продавцов, за него просят 8,5 тысяч евро. Ездить в Украине, уверяют, можно без растаможки - только ежегодно штраф нужно заплатить:
"Она будет на таможне на вас. Если вы не выезжаете, то 8 тысяч каждый год платите".
Нам предлагают самый дешевый вариант - вот этот 19-летний универсал:
"Даже кондиционер есть? - Конечно! За 2 тысячи отдам. - Если мы решаемся? Как мы оформляем ее? - Прямо на месте! Смотрите, документы прямо здесь. Техпаспорт, техосмотр на 2 года. Оттуда дается генеральная доверенность, вот вместе с печатями, просто здесь пишешь данные вашего отца, вас, можем, любовника, можно и плюс меня еще!"
За доплату - обещают машину растаможить:
"Через 2 месяца я пишу вот это на вас, фотографирую, паспорт. - А сколько обойдется растаможка? - 250 долларов".
"Этим занимаются фирмы, организованные группировки, которые имеют "крышу" на таможне, имеют "крышу" в правоохранительных органах, имеют депутатскую "крышу". Это огромные деньги! Миллиард евро ежегодно наличкой переходят в карманы вот этих евробляха-бизнесменов", - говорит Олег Назаренко, генеральный директор "Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров".
Откажутся ли от этого лакомого куска те, кто привык к стабильному заработку, - вопрос. Ведь если введут доступные акцизы для евроблях, с бизнесом дельцам придется распрощаться. Да и что делать с теми машинами, которые уже рассекают по украинским дорогам?
"Щоб розмитнити цей автомобіль потрібно зняти з обліку в іншій країні, знайти того власника, який його зніме з обліку, дасть відповідний дозвіл, аж потім офіційно його тут розмитнити. То як особа його тут купила невідомо в кого, невідомий власник, він не знайде кінця-краю", - говорит Игорь Липявка, адвокат.
Штрафы и запреты, говорят эксперты, могут породить новые коррупционные схемы.
"Элементарно автомобиль фиктивно сдать в ремонт, получить какую-то справку, что автомобиль в ремонте, если вас остановили, вы можете сказать - я еду вот на СТО, чиниться", - рассказывает Влад Антонов, автоэксперт, руководитель сайта dtp.kiev.ua
"Для тих машин, які сьогодні на території України потрібно запропонувати простий механізм - заплатити кошти в державний бюджет і зареєструвати в МВС", - говорит Оксана Продан, член комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.
В парламенте с судьбой евробляхеров медлят. Законопроекты хоть и появились, но на этой неделе их даже не смогли включить в повестку дня. И пока "литовцы" и "поляки" спокойно колесят по украинским дорогам.