Политика стала полностью зависима от СМИ [ Редагувати ]

Политика давно превратилась в некий сериал, которым пичкают людей в новостях. Верховная Рада для этого даже создала себе отдельный телеканал для радоманов. Многие люди уже не могут сопокойно жить, если не узнают, что произошло на всех фронтах общественно-политической жизни страны. Что же это за явление? Попробуем разобраться.
И шо воно такэ?
Много слов новых появилось в последнее время в лингвистическом пространстве бывшего СССР. Ползучая американизация зацепила и язык общения восточнославянских наций. Об одном из таких новых терминов и обозначаемом им явлении и пойдет ниже речь. Этот материал посвящен такому коммуникационному феномену как инфотейнмент.
Как несложно понять, слово инфотейнмент было изобретено в 80-х годах в США. Этот гибрид стал "детищем" слов information (информация) и entertainment (развлечение). Тогда все социологические опросы показали, что американское общество устало от серьезных "жестких новостей". Пришлось менять стиль подачи информации потребителю, сделав его более легким, ненапряжным, "живым", но одновременно оставив дидактическую составляющую.
Это явление абсолютно шикарно вписывается в развитую американскую масс культуру и поп-арт, главными чертами которых является стереотипизация, ориентация на весь возрастной и общественный диапазон публики (и, как следствие, примитивизация), плюралистичность и интертекстуальность. Этим "покруче" телекритики попытались назвать стиль подачи информации , при котором во главу угла ставится развлекательная составная, часто в ущерб серьезности и глубине исследования. Инфотейнмент как бы подсаживает пользователя на своеобразную информационную иглу. Тогда и получается, что человек почему-то стремится каждое утро читать кипу газет с утра, постоянно заходить на работе в информационные интернет-издания, а по вечерам в прайм-тайм прикипать к экранам "ящика". И это немудрено: службам новостей тоже свойственно бороться за свой рейтинг, ведь их столько же, сколько телеканалов, и предлагают зрителю они свой продукт практически одновременно.
Все знают истину, переходящую в банальность, которая гласит, что все течет, все изменяется. Развиваются и СМИ в мире. Если 40 лет назад на заре жизни аудиовизуальных средств массовой информации их продукт предназначался для сурового поколения людей, прошедших Вторую мировую войну, то сейчас времена изменились. Новости тогда были такими же официозными и чопорными, как и их целевая аудитория. Со временем манера подачи информации либерализировалась. Кроме самих новостей вокруг "злобы дня" начали появляться разнообразные полуразвлекательные ток-шоу, диалоги с гостями, полудидактические документальные фильмы. В общем, манера информации с чертами присущими поп-культуре. Ученые считают этот феномен результатом отсутствия больших общественных потрясений в цивилизации.
Все эти американо-европейские веяния не сильно-то трогали СССР, пока не началась "Перестройка". Первыми постсоветскими инофтейнерами можно назвать Влада Листьева с его программой "Час Пик", Леонида Парфенова ("Намедни") и команду талантливых журналистов, создавшую "Взгляд". В Украине инфотейнментом больше всех "злоупотребляет" К1, каковой стиль положен в основу концепции канала. Сейчас результаты перманентной либерализации информационного пространства видны невооруженным зрением.
За 20 лет новой, не тоталитарной жизни украинские пользователи информационным продуктов сильно изменились - стали более искушенными, требовательными к качеству инфопродукта и недоверчивыми в хорошем смысле этого слова. Поэтому подача информации подстраивается под рыночные реалии, как это произошло четверть столетия назад в США и в середине девяностых в России. Все более развлекательными и художественными становятся выпуски новостей, все большими становятся бюджеты околополитических проектов, все больше информационной аналитики одевает на голову фуражку обывателя вместо профессорского бонета.
Будь поразвлекательней, и за тебя проголосуют
Когда говорят о деятельности СМИ как о четвертой ветви государственной власти, намекая на общественный контроль первых трех, это звучит как минимум иронично. Но почти пятнадцатитилетняя история журналистики в независимой Украине показывает, что наличие таких раздражителей спокойствия для политиков как репортеры, заставляет их по-другому воспринимать свою деятельность и, зачастую, корректировать ее в нужном для общества направлении.
Об инфотейнменте речь в таких условиях, какие были в 1990-2000-х годах речь идти не могла. И не шла вплоть до последнего времени. Для столь жесткой жизни общества нужны были "жесткие новости". Сначала политики зачастую пытались журналистов заткнуть, припугнуть, задавить, убить, в конце концов. Нельзя забывать и о "темниках" Кучмы. После убийства Георгия Гонгадзе наступил очередной этап в развитии отношений первых и вторых. Представителей четвертой власти стали реже бить, а чаще покупать. Обострение, похожее на события девяностых наступило, разве что в ходе предвыборной кампании 2004 года. А еще практически все государственные органы обзавелись собственными пресс-службами, часто чтобы легче было отгораживаться от неудобных вопросов. Многие собратья по перу считают, что работники пресс-отделов мешают журналистам свободно получать информацию. Еще одним приятным звоночком оздоровления ситуации со свободой слова стало подобие президентского извинения за публичное оскорбление, нанесенное не столько конкретному человеку, сколько всему нашему племени.
Потребитель не может не замечать всех этих изменений. За двадцатилетие смутных времен украинцы, как и американцы 1970-80-х, устали от постоянных стрессов, информационных волн, которые накатываются на него ежедневно, и бешенного ритма современной жизни. Потому "легкие новости" в стиле "информразвлечение" - это спасение для нервов. Именно по этой причине данное направление так поднимается сейчас.
Не мог не почувствовать, куда ветер дует, и украинский политикум. За последний год намного больше увеличилось количество публичных шагов наших государственных мужей, когда их манера поведения стала все больше напоминать скандалы знаменитостей, а сводки новостей сильно приблизились по стилю изложения к колонкам светской хроники в глянцевых журналах.
В этом отношении настоящую революцию сотворили на постсоветском пространстве в середине 90-х Владимир Жириновский, Дмитрий Корчинский и Эдуард Лимонов. Эти харизматичные общественные деятели не отстали от аналогичных западных образцов общественной жизни и смогли с помощью своей харизмы превратить политику в шоу, интересное для детей от 2 до 102 лет по словам поэта Ивана Малковича. Здесь нельзя не вспомнить очень знаковые слова об Украине, ушедшей на три буквы, претендующие на звание "цитаты года". Папой ее стал Александр Волков. И это было не какая-либо конструктивная критика чего-либо, а именно эпатажный шаг, призванный в очередной раз обратить на себя внимание СМИ, что политику с блеском и удалось сделать. Кстати, в спорте наблюдаются аналогичные изменения.
Реальный рывок в политике как инфотейнменте был сделан во время Оранжевой революции, стильно проведенной по всем законам шоубиза. О направленности действа на Майдане культурологами, филологами, социологами написаны уже горы трудов. Одной из главных причин победы была публичность и рельефность образа оранжевых политиков (Ющенко, Тимошенко, Шкиль, Фоменко, Луценко - список можно продолжать долго), в то время, как у "донецких" таких ярких звезд не нашлось. Они проиграли еще и потому, что в основе их "кадров" были в большинстве своем "совки", которые не умели действовать по законам инфотейнмента.
За этот год ситуация, однако, немного выровнялась. Действия оранжевых стали больше походить на действия их предшественников на властном Олимпе. Исчезла стильность, красота, эстетизм. В этом смысле символичным стало изменение имиджа президента перед инаугурацией, которое было замечено всей нацией. Потому и ушла позже в оппозицию Юлия Владимировна, названная популисткой за свою публичность. Слишком уж отличным выглядит ее поведение на публики от публичных действий лидеров провластных сил.
Бело-синие, напротив, оказались неплохими учениками. Сейчас в их рядах намного больше заметных и интересных развлекающейся аудитории политиков, чем было еще полтора года назад. И удача на будущих выборах, скорее всего, им улыбнется.
Заканчивая материал, хочется отметить тот факт, что появление на наших политических просторах этого феномена свидетельствует о возможном начале деполитизации украинского общества, уставшего и разочаровавшегося в политике. А ни это ли является признаком его постепенного оздоровления. Именно сей факт и является причиной для изобретения политиками все новых приемов для обращения на себя внимания.