ГУАМ: Реанимация или рецидив? [ Редагувати ]

О решениях, которые будут приняты на проходящем в эти дни киевском саммите ГУАМ, было известно довольно давно. Интрига была и остается в другом: увенчается ли энная попытка реанимации ГУАМ хоть каким-нибудь успехом? Или это просто очередной рецидив антироссийской истерии?
Коматозники
Еще задолго до дня своего основания в 1997-ом году ГУАМ, что бы там ни говорили политики, задумывался как противовес СНГ. И именно так с самого начала он воспринимался - в Украине, в Европе, в США и, естественно, в России. Для этого, несмотря на все умиротворяющие заявления высшего руководства стран-членов организации, несомненно были достаточные основания. Это и непосредственное участие в создании союза (мозгами и финансами) американцев; и энергетическая основа альянса, подразумевающая снижение экономически-политической зависимости от Российской Федерации; и институализация общих для Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы евроинтеграционных устремлений (этим, кстати, и объясняется тот факт, что местом "рождения" ГУАМ оказался Страсбург). Были даже планы создания совместных военных формирований, что-то наподобие "УкрПолбата" или многонациональных частей НАТО, главной задачей которых являлась бы охрана энергетических, преимущественно газовых и нефтяных магистралей, протянувшихся с востока на запад. Планам этим, однако, не суждено было сбыться.
Но камень в российский огород был брошен, причем упал он не просто на грядки, а угодил хозяину надела прямо в голову. Не сложно догадаться, что РФ была не в восторге от перспективы формирования альянса транзитеров энергоресурсов, способных в одночасье перекрыть до 85% экспорта российских углеводородных поставок, а также от возможного появления альтернативного пути поставок каспийской нефти. Поэтому Россия сделала все от нее зависящее, чтобы ГУАМовская сказка не стала былью, включая всестороннюю поддержку Узбекистана, который в 1999-ом вступил в "евроазиатскую четверку", в 2002-ом объявил о приостановлении своего членства, а в 2005-ом и вовсе покинул организацию. Тут следует отметить, что Россия в то время не имела достаточного влияния, чтобы вот так вот взять и развалить появившееся образование; все, на что она была способна - это ставить палки в колеса. А основная вина в том, что до 2005-го года ГУАМ существовал лишь на бумаге и в речах политиков, лежит на самих странах-участницах, в первую очередь на Украине.
Украина изначально воспринималась как неформальный лидер ГУАМ, первый среди равных. И шагов от нее ждали соответствующих - тактических и стратегических инициатив, твердости курса, наконец того, что Киев сумеет наладить конструктивный или хотя бы нейтральный диалог с Москвой. Не дождались. Первоначальных идей относительно транспортировки каспийской нефти альтернативными тогдашним путями Украина до конца реализовать не смогла (многие из них застопорились из-за недостатка финансирования - "спасибо" Штатам); с избранного курса Киев быстренько "сбился", прикрывшись фиговым листочком политики многовекторности; а в диалоге с Москвой Леонид Кучма готов был продать весь ГУАМ с потрохами за политическую и финансовую поддержку собственной внутренней политики. Не продал только потому, что Россия решила, что вставленных в колеса и в другие места палок и так достаточно для нейтрализации ГУАМ. "Союз четырех" медленно умирал, подключенный к аппарату обеспечения жизнедеятельности в виде редких заявлений политиков не очень высокого ранга...
Но тут совсем некстати случилась Оранжевая революция, и новоизбранный президент Ющенко с подачи украинского внешнеполитического ведомства решил реанимировать ГУАМ с помощью электрошока. Применили его на Кишиневском саммите в апреле 2005 года. Пациент на краткое время пришел в себя, сказал, что чувствует себя намного лучше, и... снова впал в коматозное состояние. Теперь врачи-аналитики гадают, сможет ли киевская операция вывести его из этого нелицеприятного состояния.
Пациент скорее еле жив...
Пока что прогнозы докторов-экспертов противоречивы. Председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний считает, что "позитивных перспектив ГУАМ не существует, то есть, придать какое-то другое звучание этой организации (кроме сопротивления российскому давлению), очевидно, нет объективных оснований. Каждая отдельно взятая страна-участница ГУАМ видит свое будущее не в этом образовании, а в перспективе присоединения к евроатлантическим структурам". По мнению директора Центра исследований проблем гражданского общества Виталия Кулика, перспективы ГУАМ, "мягко говоря, достаточно туманны. Эта организация до сих пор не осуществила какие-то серьезные проекты. На данном этапе, кроме декларации, в ГУАМ ничего нет. Если не будет экономических проектов, инвестиций, в том числе, и от частных инвесторов, таких как Shell или Texaco, о которых говорилось в начале создания ГУАМ, то кроме пиара, эта организация ничем заниматься не будет. Фактически, она останется на уровне политического прожекта".
Основатель Института национальной стратегии Украины и России Станислав Белковский назвал перспективы ГУАМ очень оптимистичными, потому что "единого постсоветского пространства как геополитического феномена больше не существует". Теперь в западной части бывшего Советского Союза "неформальным лидером является Украина, и ГУАМ является формой организации этой части". Как считает председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, "судя по активности украинского МИД, ГУАМ может стать еще одной площадкой для попыток реализации регионального лидерства Украины. В принципе, главные тенденции в развитии этой организации могут быть связаны, в первую очередь, с реализацией идей экономического сотрудничества в рамках этой организации". С другой стороны, директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что "перспектива ГУАМ, в первую очередь, зависит от отношений США и Российской Федерации. Если те элементы напряжения, которые возникли между этими странами, будут усиливаться, то США будут делать все возможное, чтобы поддержать эту организацию, дать ей все возможное, чтобы она могла существовать как определенный противовес в игре против России. Если проблемные моменты между США и Россией будут нивелированы, то эту организацию постигнет судьба всех подобных проектов, которые не имели серьезной экономической подпочвы".
В общем, сплошная неразбериха. А ведь есть еще СНГ, ЕЭП, СДВ (Сообщество демократического выбора - помните такое?)... Более того, вечный оптимист Борис Тарасюк не исключил, что обновленный ГУАМ может пополниться за счет государств балтийско-черноморско-каспийского региона. СМИ тут же подхватили тему - дескать, самыми вероятными кандидатами на присоединение к "союзу четырех" являются Румыния с Болгарией, Кыргызстан с Турцией и даже Армения (!) с Казахстаном (!!!) (об этом, кстати, говорил еще Владимир Литвин в бытность свою спикером Верховной Рады). Видеть в этом списке последние две страны, конечно, приятно, но более чем теплые отношения Еревана и Астаны с Москвой оставляют на это слишком мало надежд. Румыния, Болгария и Турция могли бы многому научить и ГУАМ, и тех, кого он собирается "демократизировать" и "развивать". Загвоздка одна: они сейчас по уши заняты своими проблемами в отношениях с Евросоюзом и поддержать ГУАМ могут лишь "незлим тихим словом". Остается Кыргызстан... В общем, расширение ГУАМ куда бы то ни было - на восток, запад или еще куда - случай тяжелый, почти клинический.
Диагноз неизвестен
Очевидно, что на постсоветской арене ГУАМ не воспринимается как самостоятельный игрок, а его будущее ставится в зависимость от различных экономических и геополитических факторов. Ими же определяются и главные цели альянса, отныне именуемого "Организация за демократию и развитие - ГУАМ". Это, во-первых, разрешение замороженных конфликтов и противодействие сепаратистским тенденциям на территории стран-участниц (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Крым). Во-вторых, распространение демократии на постсоветском пространстве (Россия, Беларусь, Средняя Азия). И в-третьих, реализация евроинтеграционных устремлений членов ГУАМ.
Претворение в жизнь данных целей возможно несколькими путями, но любой из них приведет к противостоянию ГУАМ (и, соответственно, Украины) с Россией. Ведь не надеетесь же вы, что Россия добровольно выведет с правого берега Днестра свою 14-ю армию, заберет обратно сотни тысяч российских паспортов у жителей Грузии или перестанет финансировать промосковские организации в десятках украинских "городов русской славы"? Или что российская элита во главе с Владимиром Путиным позволит грузинам и украинцам устроить Майдан на Красной площади? Или что кремлевские "ястребы" спокойно воспримут непосредственное соседство с НАТО? Знаю, что не надеетесь. И правильно. Потому что если пациента "ГУАМ" хоть как-то лечат, да и "организм" (народ то есть) сам хочет выздороветь, то для пациента "РФ" надежды практически нет: мало того, что ему колют не лекарства, а лишь обезболивающие, так и за выживание борются лишь отдельные клетки общественного "организма".
Так что на данном этапе ГУАМ приходится довольствоваться повышением своего статуса до международной организации да реализацией давно вынашиваемой идеи зоны свободной торговли (чего так и не удалось сделать в рамках СНГ). А еще тем, что активизация работы в рамках "четверки" еще больше усложняет и без того нелегкую жизнь ЕЭПа.
В завершение отметим, что киевский саммит ГУАМ продемонстрировал наличие у пациента недюжинной воли к жизни. Однако что это - успешная реанимация или краткосрочный рецидив - диагноз пока ставить рано.