Политологи: Идея с референдумом - это элемент предвыборной кампании БЮТ [ Редагувати ]
Эксперты исключают возможность проведения референдума по внесению изменений в Конституцию Украины одновременно с досрочными парламентскими выборами. Об этом свидетельствуют результаты эксперт-опроса, проведенного "Центром исследований политических ценностей", который обратился к политическим экспертам с вопросом: "Насколько реалистичны намерения относительно проведения референдума одновременно с досрочными выборами?"
Напомним, что с 19 июля Блок Юлии Тимошенко начал агитационную работу относительно проведения всеукраинского референдума для внесения изменений в Конституцию одновременно с досрочными парламентскими выборами.
Вадим Карасев (директор Института глобальных стратегий):
Даже президент в одном из последних комментариев говорил о нереалистичности этого референдума, об этом говорил и главный законодатель Секретариата президента Игорь Пукшин где-то дней десять тому назад. Реалистичность проведения такого голосования в день досрочных выборов достаточно сомнительна. Но очевидно, что это понимает и БЮТ. Стратегия блока заключается не столько в том, чтобы провести референдум одновременно с днем голосования, сколько в том, чтобы одновременно провести предвыборную кампанию и подготовку к референдуму: создание агитационных ячеек, агитационных палаток, сбор подписей. Это хороший мобилизационный инструмент не только для своего, но и смежного электората. Таким образом, это может создать дополнительные условия для увеличения электорального результата БЮТ на досрочных выборах.
Речь идет не столько о реалистичности самого референдума 30 сентября, сколько о реалистичности "референдумного" сценария избирательной кампании БЮТ. Справедливость, как фишка предвыборной кампании, уже не имеет ту новизну и мобилизационный драйв, который был в 2006 году. К идее справедливости должна приобщиться идея справедливой Конституции. Осуществление избирательной кампании в "референдумном" режиме дает возможность БЮТу получить электоральную новизну.
Олесь Доний (председатель Центра исследований политических ценностей):
Технологически невозможно провести референдум 30 сентября. Очевидно, инициаторы понимают это, но решились на такую инициативу с целью мобилизации собственных электоральных ресурсов. Проблема в том, что политики, ставя перед собой тактическую цель победы на выборах, иногда не всегда задумываются над проблемами стратегического характера. В современных условиях проведение референдумов может усилить противостояние в обществе по политическому, языково-культурном и региональном признакам. Ведь если одна политическая группа может инициировать референдум относительно конституционных изменений, то другая политическая группа может попробовать организовать референдум относительно НАТО, второго государственного языка и тому подобное. Неконтролированный маховик референдумов может закрепить противостояние оранжевого и бело-голубого лагерей, которое, к сожалению, совпадает с региональным разделом Украины.
Возможно стоило бы подумать о введении маратория на проведение референдумов на протяжении определенного времени.
Виктор Небоженко (руководитель социологической службы "Украинский барометр"):
Само по себе использование референдумов в избирательной кампании аналогично такой же политтехнологической уловке, как и бесконечный сбор подписей в ЦВК за ту или иную партию, которую использовали в предыдущих избирательных кампаниях. Это действенное средство, которое помогает отобрать родственный электорат у близких политических групп. Именно близких. Ведь трудно рассчитывать на успех, когда вас ненавидит какая-то группа, а вы к ней приходите с референдумом. С референдумом приходят к тем, кто рядышком.
Эта кампания направлена на то, чтобы перевербовать внимание и лояльность тех секторов электората, которые пока еще ориентируются на "Нашу Украину". Такая борьба началась. Мы видим, что Луценко предлагает собирать подписи в поддержку отмены депутатской неприкосновенности, что, в свою очередь, является заползанием на электоральное поле БЮТ, которая считает, что борьба с несправедливостью включает в себя борьбу за равенство электората и депутатов.
Михаил Погребинский (директор Центра политических исследований и конфликтологии):
Я считаю, что не только нереалистично, но и контрпродуктивно. Это признак определенного кризиса БЮТ. БЮТ в настоящий момент должен что-то делать с повесткой дня. Шаги агитации за какие-то абсолютно неинтересные для людей темы относительно конституционной реформы не могут изменить негативную тенденцию блока - он проигрывает конкуренцию на оранжевом поле блока "Ющенко-Луценко-Кириленко".
А относительно возможности вообще провести такой референдум, то я считаю, что это абсолютно нецивилизованно. Нельзя формулировать людям вопросы, которые нуждаются в серьезной подготовке. Это типично экспертные вопросы. Например, отмена депутатской неприкосновенности - это сложный процесс, который в чистом виде не существует ни в одной стране мира. В то же время во всех цивилизованных странах мира есть определенная модель депутатской неприкосновенности. Мы не можем сформулировать вопрос: ты "за" или "против" - это манипуляция общественным мнением. Аналогичная ситуация с президентской или парламентской республикой.
Следовательно, все это напрасно - референдума не будет, и это также не действенно, как технология штаба БЮТ. Необходима абсолютно другая технология, которая бы вернула ее на первое место в оранжевом лагере.
Юрий Якименко (директор политико-правовых программ Украинского Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова):
Я считаю, что эта инициатива не рассчитана на практическую реализацию. Это скорее элемент предвыборной кампании БЮТ. В настоящий момент тема изменения Конституции очень популярна, ее можно использовать в кампании и не обращать внимание на те вопросы, которые нуждаются в более обстоятельных подходах - разработках определенных экономических стратегий и т.п. Другой мотив таких инициатив БЮТ заключается в том, что кампания по организации референдума предусматривает общение с людьми "лицом к лицу". Это эффективный технологический прием, но требует использования больших ресурсов.
Максим Стриха (руководитель научных программ Института открытой политики):
Эти намерения нереалистичны. Это стопроцентная PR-технология, вопрос только - насколько успешная. Если бы референдум был реалистичным, то вряд ли Юлия Владимировна реально бы согласилась поставить туда по крайней мере половину из предложенного.