В погоне за "золотым миллиардом" [ Редагувати ]

Мы с вами живем в интересное время. Человеческий прогресс можно наблюдать воочию, хотя бы на примере собственного мобильного телефона и стиля жизни. Глобализация разрушает информационные границы. Человечество стремительно входит в постиндустриальную эпоху собственного развития. Готова ли Украина к этому?
От палки-копалки к полету на Марс
Как все мы помним из истории с географией, человеческая цивилизация развивается в рамках триады "аграрное общество (рубеж 18 и 19 веков) - индустриальное общество (до середины 20 века) - постиндустриальное общество (после 1960 года)". Рубежом между доиндустриальным, первобытным укладом и аграрным обществом послужила энеолитическая революция, когда на смену охоте и собирательству пришла соха. А во второй половине 18 века произошла так называемая Великая индустриальная революция.
Она, как говорят нам учебники, сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом экономического роста, видного в масштабе десятков лет , а не столетий, исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Фактически промышленная революция позволила в течение всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества к современной городской цивилизации.
Точкой отсчета можно назвать изобретение эффективного парового двигателя в Англии. Само по себе оно вряд ли бы что-то дало, ведь необходимые технические решения были известны и раньше, но, как отмечается в Свободной энциклопедии, в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это связно с тем, что "владычица морей" к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами, воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.
А в 40-60 годы прошедшего века наступила эпоха НТР - аббревиатуры, до боли знакомой любому советскому человеку. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. Человек вышел в космос.
Чертами Научно-технической революции можно назвать задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности, сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление, повышение требований к уровню квалификации работников, рост наукоемкости производства и так далее.
Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, civil society, постэкономического общества, постмодернизма, "третьей волны", "общества четвёртой формации" и так далее.
В культорологии сей процесс отразился в виде эстетической моды постмодернизма. Напомним, что в соответствии с ним историческое развитие идет от традиционного общества к современному и далее - к "постмодернити".
Постмодернизм в действии
Что же такое постиндустриальное обществу, стремлению к которому так декларируют наши власть предержащие? Как пишется в Википедии, термин "постиндустриализм" был введен в научный оборот в начале прошлого века ученым А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применен в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги "Грядущее постиндустриальное общество".
Как же изменяется сейчас глобальная экономика в соответствии с постиндустриальной теорией? Здесь наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит конечная составляющая производства - торговля, реклама, маркетинг, то есть третичный сектор - сфера услуг. Кроме того присутствует информационная составляющая в виде патентов, НИОКР и так далее. Всё большую роль начинает играть производство информации как таковой. Ведь это экономически выгоднее материального производства.
Если раньше индустриальная экономика основывалась на аккумулировании инвестиций и вложении их в производственные мощности, то в постиндустриальной экономике накопление капитала резко падает (например, у янки объем сбережений меньше объема долгов населения), а потребление - возрастает. Отсюда и происхождение общества потребления. Тенденция объясняется тем, что основной производственный ресурс - квалификацию людей - невозможно увеличить через рост инвестиций в производство, но можно добиться через усиление потребления (образования, медицины и так далее). Как следствие, появляется время на личностный рост и развитие творческих способностей.
Сейчас снижается значение массового производства, усиливается роль малого бизнеса, производится всё больше мелкосерийных товаров со множеством модификаций и вариантов услуг с целью удовлетворить потребности разных групп потребителей, интенсивно происходит сегментация всех видов производства.
Кстати, по этой же причине получает развитие новый тип инвестиционного бизнеса - венчурный, когда одновременно финансируется множество разработок и перспективных проектов, причем сверхприбыльность небольшого количества удачных проектов покрывает неуспех остальных.
Если технологический прогресс в индустриальном обществе достигался, в основном, благодаря работе изобретателей-практиков, часто не имевших научной подготовки, то в постиндустриальном обществе резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Основным двигателем технологических изменений стало внедрение в производство научных достижений.
Здесь, как пишет Свободная энциклопедия, тоже сама по себе дитя постиндустриализма, наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие и информационные технологии (микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии, нанотехнологии и так далее). Ведь сейчас невооруженным глазом видно, как информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.
Главным признаком изменения технологических процессов можно назвать возрастание автоматизации, замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.
Ряд исследователей характеризуют постиндустриальное общество, как "общество профессионалов", где основным классом являются техническая интеллигенция. Уже сейчас отчетливо проявляются тенденции "имущественного расслоения по признаку образования".
Интересно, что эти состояния не сменяют предыдущее, а сосуществуют. То есть нельзя сказать, что человек в будущем будет питаться исключительно информацией, биопродукты ему тоже нужны.
На чумацком возе в новую эпоху
А что же Украина?
А Украина сейчас пытается интенсивно, но не очень успешно угнаться за странами "золотого миллиарда" - родиной постиндустриализма.
В чем же проблема? Ведь у нас масса людей с высшим образованием, масса природных ресурсов, супервыгодное географическое положение и желание жить лучше.
Здесь воленс-ноленс придется вспомнить дедушку Фройда, хотя это в информационную эпоху становится моветоном. Возможно. Все наши проблемы из детства?
Для начала следует напомнить о том, что у страны после развала Союза не было закрытого цикл производства в большинстве отраслей промышленности. Прошло уже без малого 16 лет, а последствия ощущаются до сих пор.
Потом можно вспомнить о системе нашего образования, негибкого, коррумпированного, ретроградного, и непрактичного. Да, оно фундаментально, да, оно бесплатно, да, оно пытается саморегулироваться. Однако отечественная средняя и высшая школа не дают своим потребителям главного - практической подготовки к большой жизни. Ведь не зря работодатель часто предлагает молодому специалисту "забыть все знания из "универа" и, засучив рукава, вновь учиться".
А еще резко вспоминается одна из историй о библейском Моисее, который ждал смерти поколения рабов. В прессе отмечаются интересные цифры относительно возраста украинского государственного топ-менеджмента. И хотя они несколько устарели, однако показывают красноречивую картину. Если верить аналитику Сергею Удовику, то для руководителей министерств и госкомитетов Кабинета премьер-министра Анатолия Кинаха эти показатели составляли: до 1956 года родилось 82% руководителей госорганов, 52% родилось в селах и поселках городского типа. В крупных и столичных городах родилось только 27% руководителей исполнительной власти. Для первого правительства Януковича наблюдались такие показатели: до 1956 года родились в 70% министров, 26% родились в крупных и столичных городах, 48% - в селах. И это при том, что нынешняя цивилизация по своему генезису урбанистична.
Не зря аналитик пишет: "Сравнивая структуры и характерные особенности агро-письменного и постиндустриального информационного общества, мы со всей очевидностью можем сказать, что в Украине за годы независимости воспроизведено типичное агро-письменное общество с определенными элементами общества индустриального - развитой обрабатывающей и металлургической промышленностью с ее крайне высокой долей в экспорте. То, что отличает успешные развитые страны - высокая доля экспорта наукоемкой продукции и высоких технологий, высокий уровень инновационного обновления промышленности, количество патентов резидентов - для Украины составляет мизерные цифры. Очевидно, что это связано с ментальными паттернами руководящих политиков Украины".
Выборы 2004 года были интересны тем, что столкнулись две модели развития страны. Ющенко олицетворяет интересы агро-письменного общества, а Янукович - интересы индустриального общества - мощных металлургических и химических комбинатов, угольных шахт, карьеров, экспортеров сырья и полуфабрикатов. При премьер-министре Ющенко финансирование науки составляло 0,35% от ВВП, при премьер-министре Януковиче на 2004 год - около 0,4%. На 2005 год в проекте бюджета финансирование фундаментальной науки составляет 0,26%, а вместе с научно-техническим инновационным развитием - 0,51% от планируемого ВВП. Заметим, что в развитых странах финансирование научных исследований составляет 2-3% ВВП и более.
И не зря многие аналитики отмечают, что Евро-2012 будут принимать совсем другие люди. Ведь все-таки догнать "золотой миллиард" вполне реально. Чем мы хуже японцев?