Тигипко, Яценюк и Ко придутся к местным [ Редагувати ]

Не успел в Украине отгреметь первый тур выборов, как политикум затеял новый сеанс дележа шкуры неубитого медведя. Но пока лидеры гонки соревнуются в погоне за поддержкой "середнячков", последние уже начали задумываться о перспективе. Ведь президентскими выборами борьба за политсуществование не заканчивается.
Результаты дорогостоящего, но авторитетного соцопроса под названием "Всенародное волеизъявление" не только показали уровень предварительной поддержки реальных претендентов на президентский пост, но и сделали прогноз на ближайшее политическое будущее. Причем одним лишь перераспределением голосов во втором туре эти "намеки" не ограничиваются, с каким бы вдохновением лидеры гонки не сводили происходящее в стране к раскладу "мы или они". "Посмотрите на политическую карту. Теперь есть не два политика, теперь есть четыре", - так на свое четвертое и третье место Сергея Тигипко реагировал в поствыборную ночь Арсений Яценюк. Общее число значимых политиков на игровом поле, безусловно, выходит за рамки описанного узкого круга. Но в целом экс-спикер прав – президентские выборы показали, что привычная расстановка сил подверглась заметной коррекции.
Главная задача, которая стоит перед фаворитами протестного электората – сохранить и, по возможности, преумножить свой успех, который может стать неплохим билетом в будущее. Серьезный тринадцатипроцентный прорыв Сергея Тигипко сделал его, с одной стороны, весомым участником возможного "кадрово-электорального" торга, с другой – политиком, с рейтингом которого в ближайшее время нужно считаться.
Хорошим заделом на будущее являются и почти семь процентов Арсения Яценюка. По мнению ряда экспертов, ранним началом кампании и неожиданным позиционированием бывший глава парламента поставил крест на шансе попасть во второй тур или хотя бы продемонстрировать вдвое лучшие показатели. Но полученный результат все равно заслуживает пристального политического внимания: он свидетельствует о том, что просчеты – просчетами, а бренд "Арсений Яценюк" был выведен на "рынок", оценен "целевой аудиторией" и обещает неплохо "продаваться".
Волна желания избирателей видеть в политике новые лица не обошла и Олега Тягныбока с Анатолием Гриценко. На первый взгляд восьмое и девятое места выглядят не слишком убедительно, но с учетом обстоятельств, возможно, за ними стоят большие или равные перспективы более успешных Владимира Литвина, Петра Симоненко или Виктора Ющенко. Если сравнивать результат, полученный ВО "Свобода" на предыдущих парламентских выборах (0.76%), с нынешним процентом голосов, отданных персонально его лидеру (1.43%), то медленный, но по-своему уверенный рост интереса к правым политическим идеям становится очевидным. Что же касается Анатолия Гриценко, то в случае политика, который только сейчас толком начал сольную политическую карьеру, фактически стартовые 1.2 процента могут послужить неплохой основой для будущей работы над популярностью… Не всегда значительные, но весьма убедительные успехи "начинающих" могут быть объяснены, в том числе, и усталостью народа от политических "старожилов". Но это не отменяет необходимость "молодняка" всерьез поработать над закреплением эффекта.
Если забыть, что в ближайшее время страну ожидает второе отделение президентского "балета", то следующей возможностью оценить свою электоральную привлекательность станут выборы местных властей, запланированные на май. Готовность проверить свои силы и в этой игре политическая "молодежь" уже подтвердила: кто за некоторое время до выборов, как Арсений Яценюк, кто уже после – как Сергей Тигипко и Анатолий Гриценко. При желании поиск "очагов" поддержки, где подобные планы могут найти достойное воплощение, кажутся для экс-кандидатов в президенты вполне посильным делом. В силу рейтинга наиболее привлекательно выглядят подобные порывы у Сергея Тигипко: полученные от 4.36 процента в Ивано-Франковской области до 22.48 процента – в Днепропетровской – позволяют надеяться на некоторый успех в любом регионе. Неплохи и перспективы Арсения Яцеюка: стабильное 3-4 места на западе, севере и в центре (в среднем – от 5 до 9-11 процентов) и 19.27% в родной Черновицкой области позволяют предположить, что есть регионы, где его политсила может оказаться ко двору. Малопопулярный за пределами западных областей Олег Тягныбок тем не менее сможет рассчитывать на заметный уровень вовлеченности своих соратников во власть в регионе проживания основной части своего электората – 34.69%, взятые на перевыборах в Тернопольский облсовет тому хороший пример. А вот Анатолий Гриценко, готовящийся ваять собственную партию, ярко выраженной поддержкой может похвастаться только в Киеве (3.09%) и в Черкасской области (2.97%). Но на местах и его процент-полтора во многих регионах может оказаться хорошим подспорьем при обсуждении возможных планов по блокированию. И сам политик это осознает. "Будем принимать участие в выборах самостоятельно, или будем формировать блок с другими партиями, которые разделяют наши подходы и ценности, - эти тактические вопросы будем решать в каждом регионе (районе, городе) отдельно", - пишет экс-министр обороны в своем блоге.
В свете местных выборов наиболее определенно выглядят перспективы Олега Тягныбока, за спиной которого стоят не только симпатии избирателей, но и сформированная политическая сила. Главной же сложностью для остальных представителей когорты "молодых да ранних" остается проблема "перевода" собственного президентского рейтинга в партийный. Основное затруднение при выполнении этой задачи может быть связано с тем, что раскрученных партий (в отдельном случае Анатолия Гриценко – и партии вовсе) у желающих обновить собой политикум нет. А специфика как раз местных выборов заключается в их выразительно "мажоритарном" характере. Грубо говоря, на успех Сергея Тигипко и Арсения Яценюка на местах прямо повлияет не только степень их личной привлекательности для избирателей, но и то, кто будет представлять молодых политиков в каждом отдельно взятом случае. А, поскольку подобные затруднения характерны не для одного "властителя дум", то стоит ожидать, что в ближайшее время будет объявлен сезон охоты на региональную элиту. Многое зависит и о того, какими методами эта "охота" будет вестись, и от того, какие (а главное – насколько до этого политически ангажированные) человеческие ресурсы будут привлечены в итоге.
Проблема с демонстрацией партийной поддержки может всерьез сказаться на неплохо стартовавших политиках и в случае предполагаемых досрочных выборов в парламент. В масштабах всей страны личное обаяние конкретно взятых экс-кандидатов в президенты может заиграть ярче, чем в региональном "случае", где легче омрачить впечатление неудачно выбранным "полпредом". Но, с одной стороны, многие избиратели имеют привычку знакомиться с составом хотя бы первой пятерки, и большинство из них рассчитывает видеть там, по возможности, знакомые и не пятнающие общий образ политсилы лица. С другой стороны, практически каждый молодой политик считает нужным задекларировать новый подход в партийном строительстве: не вождем единым, но объединением единомышленников. Подобный эволюционный путь, если о нем все-таки вспомнят, заслуживает уважения. Но в случае перевыборов в краткие сроки (действующий президент говорит о "ближайших месяцах") отказаться от привычного стандарта будет непросто.
Помимо "зачаточного" состояния партийных дел, к числу сложностей, ожидающих амбициозную политмолодежь, можно отнести и высочайший уровень конкуренции, который будет характерен для ближайший парламентских выборов. Они рискуют одновременно оказаться и битвой титанов (кто бы ни стал президентом – Виктор Янукович ил Юлия Тимошенко – каждый хотел бы получить в свое распоряжение парламентское большинство), и столкновением многочисленных "миноритариев", рассчитывающих остаться в Верховной раде или пройти в нее. Широта ассортимента (левые, "литвиновцы", "Наша Украина" в той или иной форме, богатый выбором "демократический лагерь") может привести к тому, что ожесточенная борьба будет вестись за каждые полпроцента. Возможным путем поиска гарантий, как это уже неоднократно бывало, может служить знакомый механизм блокирования. Но в таком случае многое зависит от готовности потенциальных лидеров договариваться и возможности "усреднить" платформы и объединить электорат. С другой стороны, судьба фракции НУ-НС в очередной раз подтвердила определенную порочность такой практики. Впрочем, многое еще зависит от того, насколько "младая поросль" будет сотрудничать с властью, кто бы ею не стал. Соблазн пойти на компромисс с "тяжеловесами" особенно велик не для "маленьких, но гордых", а для более рейтинговых Арсения Яценюка и, в особенности, Сергея Тигипко. Ситуативный союз с возможным победителем президентских выборов принесет приятные (в том числе – и кадровые) дивиденды, но, в то же время, может существенно ударить по рейтингу. За нынешним успехом "молодых и перспективных" стоит протест. И во многом полученные ими голоса были авансом, выданным в счет надежды на будущее. Потому главная забота, которая стоит теперь перед "новыми" политиками – найти подходящую "питательную среду" для этих ожиданий, в которую "коллаборационизм" может и не вписаться. Иначе – успех рискует оказаться разовым.