Тимошенко досталось вдвойне [ Редагувати ]

Судебная эпопея Юлии Тимошенко продолжается. Пока апелляционный суд по "газовому" делу только готовится к первому заседанию, на первый план вышли дела ЕЭСУ. 7 декабря СБУ попросила арестовать уже находящуюся под стражей фигурантку. И дабы соблюсти процедуру, суд отправился в СИЗО.
Дело за делом
Настойчивые намеки Запада на то, что европерспектива нашего государства прямо зависит от будущего Юлии Тимошенко, несколько отягощают атмосферу запланированного саммита Украина-ЕС, но, похоже, не мешают работе отечественных правоохранителей и судов. Пока адвокаты экс-премьера готовятся к апелляции в "газовом" процессе, а парламентские оппозиционеры снова блокируют трибуну с мечтой о декриминализации, машина правосудия продолжает работать без сбоев. Опасения защиты Тимошенко по поводу существования целого "букета" дел против бывшей главы правительства подтверждаются на практике. В опубликованном 7 декабря интервью заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин рассказал, что против высокопоставленной фигурантки возбужден десяток уголовных дел. Среди них: уже "сдвоенные" проблемы "киотских" денег и машин скорой помощи; ворох "коррупционных" дел налоговой, интересующейся периодом работы ЕЭСУ; подозрение на дачу взятки судьям Верховного суда в 2003 году; превышение депутатских полномочий (в том же 2003-м) и подготавливаемое к передаче в суд разбирательство по финансовым претензиям российского министерства обороны. Седьмого же декабря стало известно, что часть"дел ЕЭСУ" была объединена в общее производство под эгидой Службы безопасности. Но этим известием "следственно-судебные" новости дня себя не исчерпали.
Первой неожиданностью подобного рода оказалась скрупулезность, с которой СБУ взялась решать поставленную перед ней задачу. Хранители государственной безопасности попросили суд определить подследственной меру пресечения. Не взирая на то, что Юлия Тимошенко ожидает пересмотра "газового" дела в Лукьяновском СИЗО, СБУ требовала ареста на основании "тяжести совершенных Тимошенко преступлений, неоднократности их совершения, процессуального поведения обвиняемой, а также необходимости обеспечения выполнения процессуальных решений по делу". "Действующим уголовно-процессуальным законодательством Украины предусмотрена возможность избирать меру пресечения в отношении лица, относительно которого судом вынесен приговор за совершение другого преступления. Более того, ч. 5 ст.155 УПК Украины предусмотрена возможность избрания меры пресечения в отношении лица, даже если этот человек отбывает наказание в учреждении выполнения наказаний", - пояснялось в заявлении пресс-центра Службы.
Опасения СБУ сторонники лидера БЮТ пониманием не встретили. "Указанные действия являются грубым нарушением действующего законодательства, логики и здравого смысла. Как можно повторно арестовывать человека, который сейчас находится в следственном изоляторе по решению суда?, - недоумевал нардеп-защитник Юлии Тимошенко в этом деле Сергей Власенко. Но на этом сюрпризы дня не закончились. Предположения, что заседание в Шевченковском райсуде столицы в отсутствие подозреваемой может быть перенесено (как о том ходатайствовали представители ЮВТ) быстро развеялись. Отечественная фемида 7 декабря легких путей не искала: удовлетворяя просьбу Генпрокуратуры суд собрался и направился прямо в СИЗО. Однако вечером судебное заседание на выезде не затянулось. Ко времени его начала после транспортного перерыва рабочий день уже откровенно закончился и вскоре после "переезда" в изолятор судья Андрей Трубников принял решение о переносе "гастрольного" заседания на следующее утро, несмотря на то, что саму эту инициативу мало кто оценил по достоинству.
Вы уже арестованы? Тогда мы идем к вам!
Идея проведения судебных мероприятий с доставкой в камеру к прикованной к постели подозреваемой и в Украине, и за ее границами встретили достаточно резко. Реакция защиты была вполне предсказуемой — Сергей Власенко охарактеризовал происходящее как "дешевую оперетту". По поводу того, что подобное обращение "может быть расценено как бесчеловечное" высказалась и уполномоченный ВРУ по правам человека Нина Карпачева. Отметила омбудсмен и то, что переезд суда на территорию режимного объекта является "грубым нарушением принципа публичности судебного разбирательства". Формально судебное заседание должно было быть открытым. На практике же вечером 7 декабря в здание СИЗО журналистов ожидаемо не пустили. Такая же ситуация повторилась и на следующий день, после чего защита решила ходатайствовать о допуске прессы. Однако затем судья сослался на "конструктивные особенности" небольшого помещения и в открытости отказал...
С негодованием происходящее встретили и в Европе. Судебные перипетии в Украине совпали по времени с проведением съезда Европейской народной партии в Марселе. Давние сторонники "Батьківщини" зарезервировали за Юлией Тимошенко стул с фотографией и выслушали выступление дочери экс-премьера. Евгения Тимошенко-Карр 7 декабря призывала Старый свет не отказывать Украине в европерспективах, но, в то же время, просила о санкциях против действующего руководства страны. Итоговый документ конгресса ЕНП соответствует и более ранним заявлениям многих европейских политиков. От Украины по-прежнему требуют реформ и прозрачности правосудия. "Поэтому ЕНП призывает украинскую власть обеспечить справедливый, прозрачный и не упрежденный процесс рассмотрения апелляции Тимошенко и членов ее правительства, которые обвиняются в экономических преступлениях", - говорится в резолюции, в которой подчеркивается "личную ответственность Януковича относительно выполнения его многочисленных обещаний, которые он давал международным и европейским партнерам, в отношении соблюдения прав человека и верховенства права". Однако, повторив во многом уже привычные тезисы, мимо последних событий европейцы не прошли. В Старом свете хотели бы, чтобы к Юлии Тимошенко, Юрию Луценко и Валерию Иващенко "была допущена команда врачей ЕС". События вечера 7 декабря также были учтены. "Осудить варварское и оскорбительное решение Шевченковского суда Киева провести заседание суда непосредственно в камере Тимошенко, невзирая на критическое состояние ее здоровья, что идет против любых законных демократических стандартов", - гласил дополненный текст резолюции.
Судя по реакции "варварское и оскорбительное" по большей части беспокоило оппозицию. Утром 8 декабря фракция БЮТ-Б заблокировала парламентскую трибуну, под руководством нового главы — Андрея Кожемякина — требуя прекратить практику "сизо-заседаний" и предоставить Юлии Тимошенко возможность лечиться на свободе. Большинство к такому поведению отнеслось сравнительно спокойно. "Мы стараемся договориться с нашими коллегами. Мы не сторонники каких-то действий, на сегодняшний момент у нас не возникает пока какой-то острой необходимости по рассмотрению законопроектов. Хотя я еще раз подчеркну, что очень много законопроектов, которые нужно рассматривать до конца года в сессионном зале", - сообщил лидер фракции ПР Александр Ефремов, поясняя, что острой необходимости снимать блокаду нет (хотя уже 9 декабря фракция ПР предусмотрительно заблокировала президиум сама, а БЮТ "присоединился" позже). Тем временем часть "регионалов" (как, впрочем, Госпенитенциарную службу и СБУ) не взволновало и происходящее в Лукьяновском СИЗО. "Суд имеет право делать выездные заседания, это предусмотрено законом. Но вопрос почему - это к суду", - разъяснил экс-генпрокурор Святослав Пискун. Но и некоторые представители ПР сомневаются в целесообразности происходящего. "Относительно суда в камере Тимошенко. То, что происходит - происходит в рамках процессуального кодекса. Но нужно ли это делать сейчас? Не могу здесь ничего сказать, не уверен", - отмечает нардеп Олег Надоша.
И все же намерение продолжать с размахом судить уже почти осужденного человека выглядит небанально, что отмечают и некоторые юристы, и правозащитники. В стане оппозиции подозревают, что ноу-хау (по словам "бютовцев") применяется с целью "Что б уже наверняка!". "Это (желание "контрольно" арестовать Юлию Тимошенко, - "Подробности"), очевидно, свидетельствует о том, что власть не уверена в лояльности судей апелляционного суда", - предполагал Сергей Власенко. Судить о потенциальной мягкости/жесткости апелляционного суда пока преждевременно. И все же сама по себе тенденция выглядит настораживающе — и как таковая, и в разрезе "уголовных" проблем конкретно Тимошенко. Изначально симпатики экс-премьера (в том числе — и европейские) рассчитывали на то, что Юлию Владимировну освободят поправки к уголовному кодексу. Однако гуманизация ответственности за совершенные преступления на бывшую главу правительства, как известно, не распространилась. Следующей (и в сущности — основной) надеждой на перелом ситуации оставалась апелляция. Но при складывающемся положении дел получается, что гипотетическое снисхождение апелляционного суда на "арестном" статусе по-прежнему подозреваемой может и не отразиться. Правда, в случае оправдания ЮВТ может снова стать ребром вопрос о сроках давности в череде "освеженных" дел... Зато не до конца ясно, останется ли Тимошенко в СИЗО в том случае, если приговор по "газовому делу" все-таки вступит в силу. "Скорее всего суд назначит меру пресечения - содержание под стражей. И она останется в СИЗО, в Киеве. Ведь если бы ее защита проиграла апелляцию на решение Печерского суда, ее надо было бы отправлять в колонию", - допускает экс-глава Печерского суда Николай Замковенко.
Пока же апелляция остается делом будущего, защите Юлии Тимошенко, вероятно, придется удваивать усилия, которые требуются, например, для попыток перевести экс-премьера на лечение на воле. Кроме очевидных "организационно-юридических" сложностей, неминуемо возникнут и политико-идеологические. В БЮТ допускают, что новый судебный этап может иметь далеко идущие последствия. "Те провокации, те пытки над Юлией Тимошенко – это такая умышленная специальная операция служб соседнего государства, чтобы сорвать 19 декабря ратификацию соглашения с ЕС. Все делают, чтобы этого соглашения не было", - считает нардеп Андрей Павловский. Как бы то ни было, даже если представители правящего лагеря приложат усилия для обоснования того, чтобы в "камерных" заседаниях и двойных арестах нет ничего такого, чтобы противоречило УПК и здравому смыслу, маловероятно, что такие пояснения повсеместно оценят.
Первая реакция Запада (как недоумение американского посла, так и возмущение Европейской народной партии) уже последовала. Возможно, официальные заявления Брюсселя будут формулироваться мягче, чем резолюция конгресса отдельно взятой ЕНП (хотя значительная часть ключевых европейских политиков состоит как раз в этой партии). Но общее отношение ЕС, давно призывающего Украину провести судебную реформу, вряд ли будет стремительно меняться к лучшему при подобном развитии событий. Тем временем президент продолжает публично сочувствовать своей былой сопернице. "Мне неприятно, что этот процесс происходит. Я не желал бы никому, чтобы он попадал в такие обстоятельства", - сказал 8 декабря Виктор Янукович. А украинский суд от благоприобретенных привычек отказываться не спешил. "Камерное" заседание на территории медсанчасти СИЗО в присутствии лежачей подозреваемой продолжалось до глубокого вечера, без оглядки на ходатайства защиты прервать заседание из-за состояния здоровья Тимошенко. На этом этапе сюрпризы уже закончились: Юлия Тимошенко была арестована еще раз. А между тем саммит все ближе, а на следующей неделе Украину может посетить Штефан Фюле – еврокомиссар по вопросам расширения и политике добрососедства...