Точка (не)возврата [ Редагувати ]

В ноябре для Украины решится важный вопрос о возможной ассоциации с Евросоюзом. В преддверии этого государство переживает непростой период осложнений отношений с Россией. Однако будет ли это длиться вечно или прекратится сразу же после подписания соглашения с ЕС?
Развод и все тут
Ассоциация с ЕС – больной вопрос для украинских властей, от которого зависит, в т.ч. и возможный исход президентской кампании 2015 года. Этим "регионалы" могут поколебать почву под ногами оппозиционеров, традиционно выступающих в роли сторонников европейского пути Украины. Президент Украины Виктор Янукович да и вся Партия регионов будет иметь полное право заявить – они обещают, а мы – делаем. Да и в Европе, несмотря на всю критику украинской власти из-за дела Тимошенко, всячески заинтересованы в подписании этого соглашения с Украиной. "Все, что мы делаем в рамках нашей работы, конечно, очень серьезно сфокусировано на Украине, потому что у нас есть амбициозная цель подписать Соглашения об ассоциации в ноябре. Мы на ежедневной основе работаем с Украиной", - заявил представитель еврокомиссира по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле Питер Стано. "Мы не можем потерять Украину", - вторит ему верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Казалось бы, все замечательно, если бы не одно "но". Чем ближе Украина к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, тем сложнее ее отношения с Россией. За это лето Украина пережила уже не одну "торговую войну" с Россией.
На минувшей неделе президент Российской Федерации Владимир Путин заявил - в случае подписания соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, Москве придется пересмотреть формат своих отношений с Киевом. "Если Украина вступит в ЕС, нам (Таможенному союзу – ред.) придется принять меры", - заявил Путин. Позже, слова российского президента разъяснит первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. "Украинцы хотят найти формат, который был бы совместим. Мы пытались найти варианты даже с переходным периодом. Даже если бы здесь мы нашли компромисс - и мы на него готовы, - по единому таможенному тарифу у них нет возможности. Они связаны абсолютно (соглашением о зоне свободной торговли с ЕС.— Ред.)",- заявил Шувалов. Он пояснил, что в соответствии с соглашением о зоне свободной торговли Украины и ЕС, около 95% товаров облагаются нулевой таможенной пошлиной, что приведет к тому, что европейские товары будут попадать на украинский рынок, а оттуда бесконтрольно на территорию Таможенного союза. "Мы, проводя переговоры, исходили из того, что они подписывают это соглашение (с Евросоюзом.— Ред.),— сказал Шувалов.— Параллельно они могут нам говорить, что хотят вступить в Таможенный союз. Говорить-то они могут, но могут ли они это сделать? Проанализировав абсолютно все, мы поняли, что мы компромиссов не видим". При этом, согласовывать с Украиной варианты урегулирования ситуации или находить новые пути решения проблемы в России не хотят. "Это может затянуть Украину и страны Таможенного союза в бесконечные мучительные переговоры о таможенно-тарифном регулировании. По сути, это означает, что никакого Таможенного союза не будет", - отмечает Шувалов. "Нам придется применять скорее приложение 6 соглашения о зоне свободной торговли СНГ, которое позволяет включать специальные механизмы. Сегодня эксперты много рассуждали и рассказывали о том, какие это могут быть механизмы. Они могут быть самыми разными, от создания специального таможенного контроля до механизма введения единого таможенного тарифа на все группы товаров, которые идут с Украины и пересекают таможенную границу на госгранице с РФ", - предрекает первый вице-премьер.
А его соратники пророчат Украине даже потерю суверенитета. "Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Украина лишает себя суверенного права по всем вопросам торговой политики, которые мы отдали в Таможенный союз", - заявил советник президента РФ Сергей Глазьев. По его словам, Украина перестает быть для России стратегическим партнером. "Она (Украина – ред.) исчезнет как субъект международного права, поскольку все свои действия в торговой области она должна будет согласовывать с Евросоюзом", - заявил Глазьев. "Украина не сможет шага сделать навстречу нам без того, чтобы Евросоюз ей этого не разрешил сделать. Мы не понимаем, зачем Украина добровольно отдает свой суверенитет в Брюссель, отказываясь от сотрудничества с нами на преференциальных условиях", - заявил Глазьев.
В то же время, далеко не все верят в то, что Россия пойдет на такое осложнение отношений.
Не быть беде?
Осложнение отношений с Россией – дело временное, уверены в правящей Партии регионов. "Я думаю, что вряд ли чиновники любого уровня определяют стратегическое партнерство. Наверное, определяет его история наших отношений с Россией и другими соседними государствами. Мы переживали все эти невзгоды, эти временные недопонимания… и все равно эти отношения будут стратегическими. Почему? Потому что базируются почти на одной религиозной основе, я имею в виду православии, это фундаментально, семейные связи…", - заявил "регионал" Владимир Олейник, комментируя заявление Глазьева. Он подчеркнул – украинская и российская экономики тесно завязаны друг на друге. "Наши экономики друг без друга пока жить не могут", - отметил Олейник. В то же время в Европе уже предупреждают Россию – любое давление на Украину в связи с подписанием соглашения об ассоциации недопустимо. "С точки зрения ЕС любая экономическая угроза из России, направленная против Украины и связанная с возможным подписанием страной соглашения об ассоциации с ЕС, неприемлема", - отметил представитель ЕС Джон Клэнси. Более того, России грозят и санкциями Всемирной организации торговли. "Все страны, которые являются членами ВТО, брали на себя обязательства о том, что протекционизм по отношению к отдельной стране или группе стран является просто неприемлемым. Россия - не исключение, так как тоже член ВТО, поэтому обязана действовать в рамках соглашений ВТО", - считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Впрочем, россияне в эту угрозу не слишком верят. Более того, они считают, что временные пошлины и ужесточение таможенного режима для ряда товаров из Украины не противоречит нормам ВТО. "Применение таких мер — широко распространенная практика в ВТО, оно также прописано в соглашении о зоне свободной торговли стран СНГ", - уверен замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.
Впрочем, в этом случае Украина готова опереться на собственные силы. "Если только Россия, не доведи Господи, будет применять санкции, причем не экономического характера, а политического… безусловно, мы найдем новые рынки сбыта, но и Россия потеряет… Мы не хотим такого развития событий. Нам нужны взаимовыгодные партнерские отношения, но, как писал когда-то Шевченко, у каждого в своей хате - своя правда, своя воля", - прогнозирует Олейник.
Впрочем, до такого сценария нужно дожить. Как свидетельствует практика, Россия может повременить с санкциями. Да и, кроме того, не стоит забывать – Украина – не первая, кто подписывает соглашение об ассоциации с ЕС. К примеру, подобное соглашение подписали Чили, Турция, Египет и ряд других стран. И осложнения отношений с Россией у этих стран не произошло. Впрочем, стоит помнить и о том, что эти страны не имели таких преференций в торговле с Россией, которые имеет Украина. В любом случае, и в ЕС, и в России Украине не раз говорили – нельзя будет беспошлинно торговать и с той, и с другой стороной. Возвращаясь к очередному витку "торговых войн", следует помнить – Украина и Россия уже "навоевались" по приоритетным статьям украинского экспорта, в конце концов, может не остаться групп товаров, не затронутых ранними "войнами" для того, чтобы против них вводить санкции после подписания соглашения об ассоциации. В любом случае, это зависит от политической воли руководства России. А предугадать ее невозможно.