Та хай йому Гресь!.. [ Редагувати ]
На днях известный украинский режиссер Виктор Гресь будет отмечать 65-летие. 65?! Гресю?! Невозможно поверить! Вместо того чтобы по всем законом природы увядать и успокаиваться, его невероятный энергетический ресурс со временем умножается, преобразуется в сногсшибающий вихрь, в грохочущее торнадо...
Сколько знаю Виктора Степановича, всегда недоумеваю, как можно с такой скоростью перемещаться по улице!? Да любой молодой человек уже бы запыхался, постарел, замертво упал. А Гресь все мчится. Криком, как ребенок, пытается доказать, как важно сегодня добыть живой воды для украинского кинематографа. Причем, источник указывает вполне конкретный. Вот он! Готовый сценарий фильма "Тарас Бульба"! Вот он, приближающийся юбилей гениального Гоголя! Уже развалился Советский Союз, уже сменился в Украине не один парламент, уже постарел Алексей Петренко (по замыслу Греся он должен был сыграть Бульбу, а теперь на эту роль уже получено согласие от Жерара Депардье). Осталось оплатить счет. Не тот счет, который оплачивает судьба. А вполне реальный, денежный. Без которого не сдвинуться с места.
- Все мои основные силы внутри меня самого. Жизненная сила, доставшаяся от предков. Главная моя опора - вера: свершится то, на что я кладу все лучшее своей души. Уже все разуверились. Уже я смешон со стороны, а все верую и стучу в одну и ту же дверь...
Виктор Гресь родился на Донбассе в городке Красный Луч. Но война занесла его семью в далекий Дагестан, в Махачкалу, где по сей день живет мама Виктора Степановича. Интересную биографическую подробность рассказал о своей бабушке сын Виктора Греся Марк. Оказывается, после 75 лет эта удивительная женщина успела еще дважды побывать замужем. Сейчас ей - 85, а нынешний "дедушка" на 12 лет младше бабушки. Сказать, что "живут душа в душу", значит не сказать ничего...
Там, в Махачкале, Виктор Гресь работал актером Дагестанского театра кукол. Как и положено, три года отслужил в армии в Симферополе, где руководил "Солдатским театром". В 1961 году поступил во ВГИК. А в 1967-м снял дипломную работу - фильм, посвященный Великой Отечественной войне, "Кто умрет сегодня". Эта черно-белая картина без единого слова, фильм-притча о том, как вышли из окружения измученные войной солдаты. Как жадно пили воду и с наслаждением надевали чистое белье. Как настигла их смерть. Как гонял черный вражеский самолет человека. Как в страхе упал солдат вниз лицом в серую грязь и закрыл руками голову, чтоб не слышать рокота смерти. И как, победив страх, встал навстречу смерти и расстрелял ее, и выжил... А фашиста долго всасывала в себя серая жирная трясина, и умирая смотрел он в глаза тем, кого убивал.
Изумляет, как бесконечно белую "натуру" сивашских просторов режиссер перевоплощает в изломанные дороги, перекрещивающиеся, смыкающиеся в тупики, а на горизонте ведущие к небу...
На киностудии Довженко картину единодушно признали "антисоветской". Виктора Ивченко, вставшего на защиту фильма, никто не услышал. Негатив уничтожили. Чудом сохранившиеся две копии и куски материала Гресь повез в Москву. Во ВГИКе глава дипломной комиссии Марк Донской (в честь которого Гресь назвал сына) поставил ему "отлично". Сергей Параджанов назвал фильм "Кто умрет сегодня" "маленьким шедевром"... Этот шедевр режиссер показал мне на видео в домашней обстановке:
- К 60-летию Дня Победы замминистра культуры по делам кинематографии режиссер Григорий Кохан обещал восстановить фильм "Кто умрет сегодня" и вернуть его на экран! - Виктор Степанович настроен, как всегда, оптимистично... - А как тогда ругали меня, что наши солдаты в грязных гимнастерках, что гоняет немецкий самолет советского воина, как зайца. "Это что же? Он у вас, выходит, трус?" А я-то вложил в фильм все уважение к мужеству народа в войне. Реквием, поэму снимал! Знаешь, если б тогда меня не поддержала моя Нонна (жена), я бы мог сломаться. Она по-настоящему в меня верила. Нонна же очень талантливый художник-модельер. Но она все свои усилия направила на детей, чтобы дать мне возможность работать. Дети - моя особая гордость. Самое лучшее, самое дорогое, что останется после нас...
Уже в 1969 году Гресь снял новую короткометражку "Слепой дождь" и получил на международном кинофестивале в Монте-Карло Гран-при "Золотую нимфу". А в 1980-м вышел его лучший фильм "Черная курица, или Подземные жители" ("Золотой приз" на международном кинофестивале в Москве, Главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе)...
Однажды девочка, посмотревшая "Черную курицу", написала Виктору Гресю стихи:
Дитино Божа і вільна, Сонечко божевільне, Добрий день. Повірить - не гратись у жмурки. І криком кричить Чорна Курка: Люди, ви де...
- Жизнь каждого из нас связана с детством, миром фантазии, полетами во сне. Когда-то мы все пребывали в этом счастливом состоянии. С годами приземлялись - кто раньше, кто позже. И только одинокие чудаки продолжали оставаться в состоянии полета всю жизнь: Дон-Кихот, рыцарь печального образа, князь Мышкин, одинокий и измученный, с обнаженной душой - вот близкие моему сердцу образы и мотивы. Что повлекло меня тогда к милой старинной сказке, написанной Антонием Погорельским более 125 лет назад? Прежде всего воспоминания детства. До сих пор помню, какой пронзительной болью отозвалась в моей детской душе судьба Алеши Ланского. Кто сказал, что ребенок страдает и любит менее глубоко, чем мы, взрослые!? Чистое, нежное, юное существо порой мучается сомнениями, достойными пера Шекспира!
Удивительное и необходимое качество - умение перестрадать чужую боль. Если этому не научиться в детстве, значит - не научиться никогда.
Знаешь, однажды в Сибири, где все мужчины - охотники, со мной был такой случай. Дали мне в руки ружье, и я... выстрелил. В ворону... У мужчин эта страсть, внутренняя агрессия заложена генетически, накапливалась веками... Потом с ужасом смотрел, как раненная в крыло птица бьется на земле. Что я наделал!? Неужели для того, чтобы сострадать, мне нужно было увидеть страдания подбитой мною птицы? Вина и искупление, добро и зло, любовь и жертвенность - вот вечные, непреходящие темы. Юный зритель должен жить с верой в красивых, надежных людей, способных на самопожертвование. С экрана в зал должны идти поэзия и красота.
В финале "Черной курицы" есть такой кадр. Алеша соединяет руки родителей своей крохотной ручонкой, чтобы замкнуть единую цепь гармонии, цельности. Нам хотелось, чтобы это движение душ навстречу друг другу, желание счастья, тепла, соединило зал хотя бы на мгновение, хотя бы в мыслях в одну семью. Чтобы каждый почувствовал, как необходима в нашей жизни доброта, ее постоянный, неиссякаемый свет.
Рассказывает народная артистка Украины и России, Лариса Кадочникова:
- "Черная курица" - это чудо-фильм. Картину просто необходимо показывать всем детям и родителям! Фильм удивительно светлый, нравственный и безупречный во всех отношениях. Как полотна Рафаэля, произведения Гоголя, поэзия Пушкина. Когда Витя пригласил меня сниматься, рассказал, какой должна быть мама Алеши Ланского, это показалось мне восхитительным и настолько моим, что я с радостью согласилась. Гресь, как, пожалуй, и Феллини, точно знает, какой ему нужен актер. И попадание получается стопроцентное! Это очень важно для кино.
Работать с Гресем мучительно сложно. Мучительно! Как режиссер Гресь невероятно требователен к идеальной композиционной завершенности и красоте кадра: малейшее лишнее движение в сторону, едва уловимый поворот, складочка на платье, где-то на общем плане собака мелькнула - съемка останавливается, и начинаются десятки дублей. У меня иногда напряжение доходило до крайней точки, когда хочется что-нибудь схватить и запустить! В день снимали один кадр, одну небольшую сцену. На натуре Гресь чуть ли не деревья переставлял. Такой дотошной, выверенной скрупулезности, кропотливости в постановке кадра я не встречала ни у одного режиссера. И при этом у него все актеры в кадре раскрепощены и свободны. Я до сих пор понять не могу, как он добивается такого потрясающего результата! В работе Гресь - сумасшедший (как и в любви к своим детям). Но эта его безумная энергия не разрушительная, а очень светлая. Я его очень люблю!
Любимый актер и друг Виктора Греся народный артист России Альберт Филозов:
- Как мне работалось с Виктором Гресем? Трудно и... безумно интересно. Никогда не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, какой сюрприз преподнесет он на съемочной площадке после того, как, казалось, обсуждена каждая деталь, нюанс эпизода. Как истинный, большой талант, он непредсказуем...
Об отце и съемках фильма "Новые приключения янки при дворе короля Артура" рассказывает художник и автор известных телепроектов Марк Гресь:
- Фильм "Янки..." для киностудии Довженко являлся проектом уникальным. Это была самая многочисленная и длительная киноэкспедиция. Семь месяцев группа составом человек в 80 находилась в горном Таджикистане. Причем в условиях абсолютно нецивилизованных. Гостиница городка Исфара с одним горшком на этаж. А при бушующих там кишечных инфекциях никто не удивлялся особенно, если во время творческих дебатов кто-то вдруг убегал... Это циркулирование стало настолько естественным, что съемочная группа превратилась в огромную дружную семью. Работали ночами. Отцу всегда удавалось так увлечь людей, что ради него они бросали "жирные", дорогие проекты. И в существующей негласно кинематографической иерархии тот, кто работал у Греся, имеет своеобразную визитную карточку профессионализма, высокий знак качества.
Отец в силу своих неуемных фантазий, когда в фантазию превращается буквально весь окружающий мир вплоть до быта, имеет способность собирать вокруг себя самых странных, сумасшедших людей. Работал у нас в "Янках..." такой Серафим (папа оформил его как ассистента по реквизиту). Он приехал с мешком змей и обезьяной. Однажды обезьяна покусала папу, и он, как человек мнительный, тут же на две недели лег в больницу. Съемки остановились, а группа угорала от смеха. Некоторое напряжение возникло, когда ждали приезда актера Александра Кайдановского. Ходили слухи о его буйствах, когда в пьяном виде он мог схватиться за нож... А приехал совершенно другой, очень спокойный, самодостаточный, невероятно углубленный в себя человек. Сцены, где мы с ним в рыцарских доспехах скачем по пустыне, были очень тяжелыми. Съемки с вертолета. Жара. Мы на лошадях - на большом удалении от группы, в железных латах, под которыми вязаные кольчуги. Кайдановский вел себя чрезвычайно выдержанно, когда подолгу приходилось ждать: то вертолет не так завис, то лошади перепугались, не туда пошли. За недолгое время общения с ним, я понял, что встретился с человеком, на которого тогда, в 18 лет, мечтал быть похожим...
Знаешь, мы с отцом очень разные. И детское романтическое кино мне не близко. Но он никогда ни мне, ни Ане ничего не навязывал. Если иногда и советовал что-то в творчестве, то совет его был точен и мудр. Папа - гигантоман. Если в детстве дарил какого-то медведя, то самого огромного. Вместо железной дороги с маленькими вагончиками, о которой я мечтал, папа купил большущий паровоз. Утро начинается у него в шесть часов с грохота, криков и телефонных звонков. Когда вся наша семья собирается вместе у родителей (а это обязательно происходит на все праздники и дни рождения), квартира превращается в дурдом Дурова: папины мастино (я называю ее Собака Баскервилей) и спаниель, Анин водолаз, у меня - колли. Собаки папу обожают, и это - взаимная любовь.
Папа наивен, как ребенок. Это, наверное, свойство поколения шестидесятников. Он готов верить всем, не понимая, что сегодняшний "японский" стиль общения, предполагающий ответ "да", означает обратное. Прямой отказ встречается крайне редко... Я не понимаю, почему ему не дают набрать курс на кинофакультете. Отец - педагог от Бога. Его бывшие студенты до сих пор поддерживают с ним отношения. Чего бы я хотел для отца? Пожалуй, пожелал бы ему снова набрать хороший курс. Это был бы идеальный вариант приложения для его сумасшедшей энергии.
Лариса Кадочникова:
-Если бы меня попросили назвать режиссеров с идеальным вкусом, то в одном ряду с Бергманом, Куросавой, Тарковским, Параджановым я бы поставила Греся. Да, Гресь - барон Мюнхгаузен! Фантазии - грандиозные! Идеи - грандиозные! При этом нужно, чтоб рядом с ним был какой-то гениальный миллиардер-спонсор, покоренный его творчеством.
Ольга Кипнис, "Киевские Ведомости"