США и выборы в других странах [ Редагувати ]
Все президенты США, управлявшие страной на протяжении последних 50-ти лет, заявляли о необходимости распространения демократии в мире для борьбы с коммунизмом, тоталитаризмом, анархией и терроризмом.
В 2002 году была опубликована "Стратегия Национальной Безопасности Соединенных Штатов". В частности, в ней указано, что страны, поддерживающие террористов, должны быть идентифицированы, изолированы, и США должны приложить усилия (допускаются и военные), чтобы в них сменился правящий режим. После смены режима США должны оказать помощь этим государствам при создании ими свободных и демократических обществ. Кроме того, декларируется необходимость распространения идей свободы и демократии по всему миру.
Вероятно, крупнейшим политическим проектом такого рода в 20 веке стала "Доктрина Трумэна" (названная по имении ее идеолога - президента Гарри Трумэна), принятая в марте 1947 года, которая предусматривала оказание экономической помощи Турции, Греции и, позднее, Италии. "Доктрина Трумэна" стала ответом на приход к власти коммунистов в государствах Восточной Европы, занятых советскими войсками. Греция (в ней шла гражданская война) и Турция также были под давлением СССР, желавшего установления в этих странах коммунистических режимов (местные коммунисты получали от Советского Союза значительные средства и инструкторов). После оказания экономической помощи и стабилизации обстановки, коммунисты проиграли выборы.
В 1947 году "Доктрина Трумэна" превратилась в "План Маршалла" (назван в честь государственного секретаря США Джорджа Маршалла/George C. Marshall) - программу масштабной экономической помощи Европе. План вызвал бурное одобрение европейцев, но стал объектом жесткой критики в США. Косвенно реализации "плана Маршалла" способствовал Советский Союз. В феврале 1948 года чехословацкие коммунисты совершили государственный переворот, поддержанный СССР. После этого американские законодатели решили, что приход коммунистов к власти в Западной Европе - большее зло, чем возможные экономические потери США, и в апреле 1948 года Конгресс одобрил "План Маршалла". Участниками этой программы стали практически все государства Западной Европы, находившейся вне зоны советского влияния (СССР и его сателлиты в Восточной Европе отказались принять американскую помощь) .
В большинстве исторических исследований в этой сфере, проведенных в США, подчеркивается, что на протяжении "Холодной войны" главным инструментом США в этой сфере было Центральное Разведывательное Управление (создано в 1947 году). Один из создателей ЦРУ Аллен Даллес заявил, что США и другие демократические страны должны бороться с экспансией коммунизма, "отвечая огнем на огонь". При этом упор делался, прежде всего, на финансы (в сокровищницу политического фольклора США вошло изречение сенатора Марка Хэнна, произнесенное в 1895 году: "В политике важны только две вещи. Первая - деньги, и я забыл, какая вторая"). Первый опыт в этой сфере ЦРУ приобрело в 1947-1948 годах во Франции и Италии, где многочисленные и агрессивные коммунистические партии и прокоммунистические профсоюзы были близки к захвату власти. США предоставили значительные средства местным центристским и правым партиям, а также консервативно настроенным профсоюзам, что, во многом, позволило им одержать победу на выборах.
В дальнейшем ЦРУ активно противодействовало распространению коммунизма в государствах "третьего мира". В 1950-е годы ЦРУ оказалось замешанным в подготовке и проведении государственных переворотов в Иране (1953) и Гватемале (1954), где были свергнуты лефтистские правительства, которые заменили прозападные режимы. Существуют также сведения, что ЦРУ пыталось влиять на результаты выборов в Ливане (1957), где финансово поддерживали христианские партии (эту историю описал бывший оперативник ЦРУ Уилбур Эвеланд в своей книге "Тюк Песка и Непале. В 1953 году на Филиппинах действовал легендарный агент Эдварда Лансдэйл, которому Даллес предложил 5 миллионов долларов на организацию победы проамериканских сил на выборах. Лэнсдэйл сообщил, что ему нужна только пятая часть этой суммы и добился успеха. Часть средств предоставили американские корпорации, имевшие экономические интересы на Филиппинах.
В 1964 году ЦРУ предоставило 4 миллиона долларов кандидату в президенты Чили Эдуардо Мнтальва, который был главным конкурентом левого политика Сальвадора Альенде. Однако Альенде победил, и через 9 лет чилийские военные, как считается, при поддержке ЦРУ организовали государственный переворот, который привел к власти диктатора Аугусто Пиночета. В 1976 году США провели акции политического и экономического давления на правительство Ямайки, которое заняло прокубинскую и просоветскую позицию. В 1980 году правительство Ямайки, чья политика вызывала недовольство США, проиграло выборы. В 1982 году правительство южноаамериканской республики Суринам начало проводить социалистические реформы и пригласило кубинских советников. США оказали поддержку демократическим и рабочим организациям. Через два года правительство Суринама ушло в отставку в результате народных волнений, вызванных коллапсом экономики. В 1990 году США оказали поддержку либеральным политикам Никарагуа, которые победили на выборах в стране, где с начала 1980-х годов правил прокубинский и просоветский Фронт имени Сандино.
США участвовали и в политической жизни своих союзников. К примеру, в 1950 -1960-е годы они поддерживали японскую Либерально-Демократическую Партию. Несколько лет назад была рассекречена часть архивов Государственного Департамента США, среди которых были обнаружены документы, свидетельствующие, что американские дипломаты обсуждали возможность повлиять на местные выборы в префектуре Рюкю, в которую входит остров Окинава, на котором располагается одна из крупнейших военных баз США.
В 1975 году был создан сенатский Комитет Черча (назван по имени сенатора Фрэнка Черча), который расследовал деятельность ЦРУ. Поводами для создания этой структуры стал "Уотергейтский скандал" (сотрудники президента Никсона использовали агентов спецслужб для слежки за его политическими противниками) и сообщения о том, что ЦРУ планировало провести несколько убийств иностранных государственных лидеров. В частности, Комитет пришел к выводу, что многие действия ЦРУ в этой сфере были контрпродуктивны и привели к отрицательным для США последствиям. В частности, Комитет отметил, что эти действия ЦРУ, в ряде случаев стали причиной прихода к власти жестоких диктаторов, чья деятельность не имела ничего общего с демократией, что, в свою очередь, привело к росту антиамериканских настроений во многих регионах мира. В 1984 году Конгресс США запретил использовать федеральные средства для поддержки иностранных политиков. Достоверными данными о дальнейшем вовлечении США во внутренний политический процесс в иных государствах мира мы не располагаем.
В ходе президентских выборов в США стало известно, что ряд взносов в избирательные фонды кандидатов делали китайские бизнесмены, связанные со спецслужбами Китая.