Блокада Донбасса: как действия активистов отразятся на Украине (эксклюзив) [ Редагувати ]

Блокада на Донбассе в самом разгаре и протестующие не собираются расходиться. Наоборот, в Марьинке открыли дополнительный пост, чтобы не пропустить ни одного грузовика с товаром: как из Украины, так и в нее. Более того, боевики заявили о "национализации" предприятий, принадлежащих Украине, но находящихся на неподконтрольных территориях Донецкой области. Чем это чревато для Украины podrobnosti.ua узнали исполнительного директора Международного Фонда Блейзера Олега Устенко.
"Есть три больших измерения этого вопроса. Первое измерение это всё, что касается политической возможности решения вот такой вот совершенно сложной экономической задачи. И, к сожалению, политическое решение крайне сложное. Если экономически все кажется совершенно вроде бы понятно: экономика может выиграть если снять блокаду. То с точки зрения политики или даже геополитики это крайне сложная задача", - объяснил эксперт.
Главным экономическим последствием Устенко назвал минус в наш ВВП, который колеблется на уровне от 2% до 3%.
"Это значит, что тот прогнозируемый рост, заложенный в бюджет 2017 года, который был принят, проголосован Верховной Радой, и которой сейчас действует, и в котором заложен 3%-й рост может по факту оказаться нулевым ростом или, ещё хуже, падением", - пояснил он.
Следующим последствием, гораздо большим по своим масштабам, Устенко назвал тот факт, что предприятия, находящиеся на оккупированных территориях, так или иначе, платили налоги в украинский бюджет.
"Другой совершенно вопрос, платили ли они налоги и там, но, по крайней мере, они платили налоги в Украине и речь шла в годовом исчислении о сумме порядка $1,5 млрд. Это действительно огромная сумма, учитывая, что наш ВВП не такой значительный, около $90 млрд по результату прошлого года", - отметил эксперт.
По словам Устенко, недополучение $1,5 млрд в украинский государственный бюджет означает увеличение его дефицита и выход из той зоны, в которой он должен находиться согласно оговоренному меморандуму о сотрудничестве с МВФ.
"Он может выйти в отметку в 4,5%-4,7% ВВП, то есть дефицит, очевидно, расширится", пояснил Усенко, добавив, что в меморандуме дефицит установлен на уровне лишь 3% ВВП.
Параллельно с этим, как считает эксперт, возникают риски, связанные с тем, каким образом будет перекрываться этот внезапно возникший дефицит государственного бюджета.
"Самым неудачным вариантом было бы перекрывание его за счет монетизации. То есть, фактически обычного печатания денег. Надеюсь, что все это четко понимают и даже при самом плохом раскладе на это не пойдут", - заявил он.
Еще один возможный вариант, на который может пойти государство, это заимствование капитала, то есть одалживание денег. Тем не менее, такой шаг был бы крайне нежелательным, сложным и даже опасным.
"Во-первых, платить придется дорого. Придется одалживать под 9% годовых, как минимум, а на фоне возможного прекращения сотрудничества с МВФ, заимствования могут оказаться еще более дорогими", - подчеркнул Устенко.
Наиболее предпочтительным вариантом в рамках политических ограничителей эксперт назвал структурные реформы внутри страны. Это позволило бы не только вывести недостающие деньги из коррупционных схем, но также и снизить уровень коррупции на четверть.
"Как минимум – уменьшить уровень коррупции и высвободить из различных коррупционных каналов $1,5 млрд, - это те деньги, которые Украина недополучит в случае продолжения блокады в свой государственный бюджет", - отметил он.
Кроме этого, существует и другая плоскость измерения: что будет делать с товарами и углем так называемые "ДНР" и "ЛНР". По словам Устенко, третьи страны с ними торговать не рискнут, как минимум из-за возможностей попасть под санкции. Остается лишь Россия, но и с этим есть определенные сложности.
Эксперт отмечает, что для торговли с неподконтрольной Украине территорий Донбасса, Россия будет вынуждена субсидровать ее, так как предприятия не конкурентоспособны на российском рынке.
"Во-первых, у них (в России – ред.) есть свои угольщики, во-вторых, по целому ряду угля у них есть Кузбасс. А Кузбасс – это добыча угля открытым карьерным способом, в отличие от нас, от нашего региона, Донбасса. И это значит, что придется дотировать", - объяснил Устенко.
"Дотировать – крайней нежелательно для РФ, потому что их бюджет на 2017 год создан таким образом, что он предусматривает дефицит на уровне 3,2% ВВП. И увеличивать этот дефицит на фоне предстоящих выборов в следующем году? При входе на пик политического цикла у них это крайне нежелательное действие", - также добавил он.
Кроме этого, согласие на дотацию квазиреспублик Донбасса для России повлечет за собой повышение собственного дефицита, что придется объяснить, в первую очередь, налогоплательщикам.
"Это означает, что каким-то образом надо будет объясниться со своими налогоплательщиками: почему на их плечи вешают эти дополнительные расходы, которые еще, плюс ко всему, увеличивают дефицит. Значит, надо будет либо долги увеличивать на каждого отдельного налогоплательщика, либо печатать деньги – увеличивать объем инфляции. Вряд ли налогоплательщики в любой стране обрадовались бы этому", - подытожил Устенко.
Напомним, боевики на Донбассе уже ввели на украинских предприятиях "временную администрацию".