Законы дороги: как в США и Европе поддерживают порядок на трассах [ Редагувати ]
И уже с нового года - будем ездить по-новому. Медленнее. В городах со скоростью 50 километров в час. Допустимый люфт, плюс десять километров. Повторюсь - это то, что заработает уже через месяц. Кроме того, депутаты могут дать зеленый свет другим новациям. А именно - значительно ужесточить штрафы за нарушение правил дорожного движения.
Наверное, это правильно. Все таки в Украине - наказания за преступления на дорогах - самые мягкие в Европе. Но не это наибольшая проблема. У нас в стране нет должной системы контроля. Как нет и страха - перед неотвратимостью наказания.
Мы решили провести эксперимент - и показать, как будут работать новые дорожные правила в наших реалиях. И по каким правилам ездят в странах, на которые мы равняемся.
Погодные условия у нас сегодня еще те! Нужно быть очень внимательными! Воооот, даже машина предупреждает: может быть скользко!
Проехать без нарушений. По крайней мере в час пик, в столице практически невозможно. Чтобы не стоять в пробках, а пролететь, так сказать, с ветерком водители часто занимают полосу общественного транспорта, подрезают, перестраиваются без поворотников... Бывает даже на встречку выезжают. Но у нас тут отбойник - не получится.
Но все равно - голову нужно крутить чуть ли не на 360 градусов. Вот смотрите, пожалуйста, типичная история....
Джип едет без поворотников, подрезая, пересекает две полосы и в итоге запарковывается на полосе общественного транспорта.
Из-за чересчур самоуверенных или неосторожных - аварии в Киеве буквально на каждом шагу. Вот сводка только за полдня годоледа.
"Нам информацию прислали где-то по поводу 40 ДТП, а так в общем по Киеву их больше 150", - говорит Влад Антонов, автоэксперт.
Вот двое не поделили дорогу. А вот что-то с патрульным, а этому "Ягуару" повезло еще меньше. Иномарка врезалась в забор.
"Скорости не было, ничего не было, чтобы слететь. Она ударилась об дерево и остановилась. И повернулась на бок машина", - говорит Эдгар Симонян, очевидец ДТП.
Нынешняя погода лихачам не способствует. Но сколько штрафы не повышай, уверены эксперты, гонять не перестанут.
"Самое главное - не повышать штрафы, а делать штрафы неотвратимыми. То есть, чтобы водитель понимал, если он проедет по проспекту Победу со скоростью, например, 90 километров в час это ему будет стоить 5 тысяч гривен", - говорит Влад Антонов, автоэксперт.
Ехать как все или ползти? 50 километров в час, пожалуй, такой скорости здесь, на Набережном шоссе - мой спидометр еще не знал. Улица без единого светофора, потому ее выбирают водители, чтобы съекономить время. В качестве эксперимента предлагаю попробовать... как это будет после Нового года. На всякий случай схвачу покрепче руль, чтобы подумали - ученица.
Терпения водителей надолго не хватает. Ситуацию смогут исправить местные власти, - говорит эксперт Владимир Караваев, разрешив на отдельных улицах ехать быстрее. Хотя патрульным эти 50 только на руку.
"Конечно, будут сидеть в кустах, будут измерять там скорость. У них сегодня реально на складах есть порядка 170 лазерных измерителей скорости "Трукам", которые после ГАИ остались", - говорит Владимир Караваев, эксперт по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения.
Но это если не введут видеофиксацию на дорогах.
Район метро Дорогожичи, место хлебное. Погонять здесь любят и не на тот сигнал светофора проехать тоже. К слову, и патрульные тут отличились. В прошлом году сбили женщину.
Вот мы стоим, а нас снимают. Вон та камера на столбе. В день она фиксирует до 6 тысяч нарушений. Но пока видео так сказать аматорское, не штрафа ради.
Камеры на дорогах в Украине пока под запретом. Как и так называемые письма счастья. Как его преодолеть - задача для законодателей..
"Я знаю, что поток писем счастья будет через месяц максимум через 2 остановлен судебной практикой. Потому что ни один судья не будет принимать решение, которое противоречит Конституции", - считает Владимир Караваев.
Джипы в заторах и хаотично запаркованные обочины. Всего этого - привычного для украинского глаза - в Брюсселе… нет!
Здесь самая популярная машина… вот такая. Двухколесная. В городе для велосипедистов - все условия. Даже для таких неопытных, как я.
Проложены не просто отдельные вело-полосы, установлены даже вело-светофоры. Да и проблем с велосипедом гораздо меньше, чем с машиной - не страшны ни пробки, ни - вот такие - заполненные парковки.
Для любителей промчатся на автомобиле с ветерком - Бельгия - точно не лучшее место. В Брюсселе - допустимая скорость - 50 км в час. Но есть улицы, где ограничение - 30. Возле школ и в спальных районах. Более того - такой неспешный режим - хотят установить везде!
Превышать лимит допускается на 6 километров, за чертой города - на 9. Ну и самый больной вопрос для Украины - контроль. В Бельгии на дорогах есть и патрульная полиция, и целая сеть видеокамер. Нарушения здесь фиксируют преимущественно автоматически!
Камеры наблюдения - почти на каждом светофоре и на въездах в тоннели. Фиксируют скорость, пристегнут ли ремень безопасности, пользуется ли водитель мобильным.
Ноу-хау последних лет - определение средней скорости. Для тех, кто любит притормозить перед камерой. Данные собирают с разных точек. А еще страны Евросоюза заключили договор, и теперь неважно, откуда ты - все равно домой придет письмо счастья - с солидным штрафом.
Кроме того, во многих европейских странах действует система баллов. Такую безуспешно хотели внедрить и в Украине. Это когда за каждое превышение скорости водителю насчитывают, например, 3 балла, а после 12 - лишают прав. В Бельгии такого нет, но санкции тоже весьма впечатляют.
"Если ехать с телефоном - штраф 110 евро. А за превышение скорости очень высокий. Скажем, если превысить на 30 км, то 300-350 евро и на 2 недели забирают права. За ремень - 110, красный свет - 160, - говорит Джим, водитель такси.
А за пьяную езду можно и в тюрьму попасть. Суровые наказания и хорошая система контроля дали свой результат - за последние десять лет количество ДТП в странах Евросоюза уменьшилось на половину.
В отличие от Европы, здесь, в Америке есть норма - водитель должен руководствоваться правилами и... здравым смыслом. Поэтому даже если ты где-то нарушил, но поступал логично - тебя и полицейский не накажет, и суд, если что - оправдает. К примеру, на трассе, вот как мы едем сейчас - может стоять ограничение - 55 миль в час. Но если весь поток едет со скоростью, скажем, 80 - то вы обязаны ехать с той же скоростью. Ведь это и безопасно, и логично.
Самое главное - "делай как все". Ведь единых правил движения в Сэшэа нет - у каждого штата они свои.
Что касается скорости, на хайвеях это обычно - 88 километров в час. На фривеях - автомагистралях - разогнаться можно даже до 120. В городской черте - стоят знаки 25 и 45 миль - это от сорока до 70 километров в час. Но в Америке поступили мудро: знак действует по часам. Горит под ним лампочка - значит в ближайшей школе закончились занятия, сбавьте скорость. Дети на уроках - знак пока недействителен, нечего трафик задерживать.
Камер, которые замеряли бы скорость, - немного - на весь Вашингтон меньше десятка. И если на этом участке они есть - водителей обязаны предупредить, знак специальный поставить. В Нью-йорке на перекрестках установили "камеры красного света"- чтобы (вечная украинская проблема) водители на "красный" не выезжали. Нарушителю - придет "письмо счастья".
Рассылают из здесь массово - на имя владельца машины. Даже если ты свою машину покататься кому-то дал - то и ответственность неси. Часто параллельно в потоке едет машина без опознавательных знаков, сразу и не поймешь, что полиция. Но если видят, что кто-то "гоняет" или "подрезает"- мгновенно достанут мигалку и прижмут нарушителя к обочине. Штрафы - большие, и сто, и двести, и 350 долларов. Не заплатишь за месяц - удвоится.
В штатах очень легко водить - водители вежливы, а жители Вашингтона шутят - если тебя подрезали - это дипломат за рулем, их оштрафовать нельзя. Самое главное, чему здесь полицейских учат - и в этом отличие от Украины - не нарушителей ловить, а обеспечить безопасность движения. Поэтому у человека за всю жизнь могут никогда прав не спросить - если он ездит безопасно. На мелкие нарушения копы закрывают глаза, если это не создает проблем для остальных.
Как будет в Украине? Дисциплинируют ли новые штрафы водителей? Заставят ли ездить аккуратнее? И самое главное не коррумпируют ли патрульных? Пока сказать сложно. На большинство новаций должен дать согласие парламент. А там ведь тоже немало тех, кто ездит не по правилам.