В Индонезии 17 августа отмечается День независимости [ Редагувати ]
17 августа в Индонезии отмечается национальный праздник - День провозглашения независимости.
58 лет назад на месте бывшей голландской колонии так называемой "Нидерландской Индии" появилось новое суверенное государство - Индонезийская республика.
В ходе последовавшей затем пятилетней войны с бывшей метрополией и ее союзниками индонезийцы отстояли свое право на свободу и независимость, провозгласив в августе 1950 года суверенное унитарное государство - Республику Индонезию.
С тех пор индонезийский народ пережил многое - вспышки сепаратизма и вооруженные контрмеры центральных властей, освобождение Восточного Ириана и бесплодную кампанию конфронтации с соседней Малайзией. Авторитарное правление первого президента страны, провозгласившего ее независимость, Сукарно, сменилось военно-бюрократическим режимом генерала Сухарто, которому с большими издержками, зачастую в уродливых формах, но удалось модернизировать страну, вывести ее на качественно новый уровень развития.
Однако к концу 90-х годов прошлого века стало очевидным, что жесткие рамки "нового порядка" Сухарто сковывают созидательные силы индонезийского общества, тормозят решение его насущных задач, вызывают усиление межнациональных и межрелигиозных противоречий. Тяжелый экономический кризис, который обрушился на Индонезию в 1998 г., резко обострил накопившиеся проблемы страны, что привело к падению диктаторского режима.
За прошедшее пятилетие были обновлены основополагающие принципы индонезийского государства, приняты поправки к конституции, придавшие ей подлинно демократический характер. Надежными гарантами необратимости прогрессивных реформ в стране стали всенародно избранный президент и целиком выборный двухпалатный высший законодательный орган - Народный консультативный конгресс.
Анализируя политику правительства президента Мегавати Сукарнопутри, пришедшей к власти два года назад, эксперты отмечают ряд признаков экономического выздоровления страны - сокращение бюджетного дефицита, стабилизацию национальной валюты - рупии и обуздание инфляции, уровень которой за период с января по июнь 2003 г. снизился почти в пять раз по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Увеличился потребительский спрос, который может стать основной для дальнейшего экономического роста, составившего в 2003 году 3,66 процента. По прогнозам экономистов, объем индонезийского экспорта в этом году превысит 60 миллиардов долларов, что выше запланированных правительством показателей. Заметно возросли валютные резервы, которые оцениваются в 34 миллиарда долларов. Свидетельством растущей уверенности индонезийцев в своих силах является постепенный выход страны из-под опеки Международного валютного фонда.
Вместе с тем экономическая ситуация остается сложной. Не удается переломить тенденцию сокращения иностранных и внутренних инвестиций, сохраняется высокая безработица. По официальным данным уровень жизни более 37 миллионов индонезийцев находится ниже черты бедности.
Тяжелое экономическое положение служит питательной почвой для распространения разного рода экстремистских течений - от сепаратизма до религиозного радикализма. Это делает Индонезию чрезвычайно уязвимой перед лицом растущей угрозы международного терроризма. Серия терактов последних лет, в том числе взрывы на острове Бали 12 октября 2002 года и совсем недавно 5 августа - в джакартском отеле "Мэрриот", свидетельствует, о том, что международный терроризм избрал эту страну с ее самым многочисленным мусульманским населением в качестве одного из важных полигонов для своей деятельности.
Терроризм, подчеркнула президент Мегавати Сукарнопутри в своем послании нации в связи с 58-й годовщиной независимости, является самым серьезным вызовом курсу страны на дальнейшую демократизацию, на экономическое восстановление, на стабилизацию внутриполитического положения.
В этих сложных условиях правительству Мегавати Сукарнопутри удалось заметно ослабить угрозу распада страны. Президент проявила готовность идти на компромиссы (пусть не всегда популярные), если они служат объединению всех слоев индонезийского общества в целях национального развития.
Однако, когда, к примеру, стало ясно, что сохранение мирного соглашения с ачехскими сепаратистами, ставит под сомнение целостность Индонезии, президент Мегавати решительно отказалась от переговоров с мятежниками, объявив в неспокойной провинции чрезвычайное положение. Жесткие меры, принятые президентом в Ачехе, были с пониманием восприняты в стране. Для подавляющего большинства индонезийцев очевидно, что после недавнего выхода из состава Индонезии Восточного Тимора отделение еще одной провинции грозит распадом индонезийскому государству и неисчислимыми бедствиями всем почти 200 народам и этническим группам, населяющим страну.
Решительные действия по подавлению сепаратизма и искоренению терроризма, как полагают в Джакарте, не должны исказить образ демократической страны, какой Индонезия предстает ныне перед мировым сообществом. Процесс демократизация внутренней жизни в Индонезии придал дополнительный динамизм и энергию ее внешней политике, что выразилось, в частности, в инициативе возрождения Движения неприсоединения в качестве опоры развивающихся стран в эпоху глобализации.
Об этом свидетельствует активное отстаивание Индонезией на всех международных форумах универсальности принципа решения международных проблем на многосторонней основе при уважении международного права и усилении роли ООН в мировой политике, а также последовательная реализации ею курса на расширение равноправного сотрудничества со всеми государствами мира.
Ярким примером такого подхода стал визит президента Мегавати Сукарнопутри в Россию в апреле 2003 года, который открыл широкие перспективы для наращивания двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, научно-технологической и гуманитарной областях, для налаживания военно-технического и других направлений взаимодействия.