США создают вакуум безопасности [ Редагувати ]

Что и говорить, команда Белого дома не зря получает жалованье. Она с ювелирной точностью определила наиболее подходящий момент, чтобы президент Джордж Буш объявил миру о выходе США из Договора по ПРО 1972 года. Как раз исполнилось три месяца трагическим событиям 11 сентября. Террористическая атака на нью-йоркские небоскребы, осуществленная отнюдь не ракетным оружием, нисколько не подкрепляет аргументы в пользу НПРО, но облегчает продвижение этого плана.
Рейтинг главы администрации по-прежнему высок. Травмированные настроения в стране все еще сковывают дееспособность оппозиции в лице сенатского большинства демократов. В Афганистане одержана победа над режимом талибов, идет охота на бен Ладена. Союзники по НАТО официально солидарны со всем, что предпринимают американцы. И что особенно важно - "новая дружба" с Москвой позволяла вашингтонским политстратегам надеяться, что Россия не встанет на дыбы, предпочтя умеренную реакцию.
Она и в самом деле оказалась спокойной, без кулаков "адекватных контрмер". Американское решение было названо в Кремле ошибкой, но не сопровождало оценку эпитетами вроде "роковая", "гигантская" или "кардинальная". Это разумно и достойно. Но осадок "предрождественский сюрприз" Буша все-таки оставляет.
Лишь в прошлом месяце, накануне визита президента РФ в США, высокие представители администрации заявляли, что им не хотелось бы разрывать договор, а после саммита в Вашингтоне и Кроуфорде казалось, что Белый дом согласен продолжить поиски компромиссной модификации Договора по ПРО и не выйдет из него по крайней мере до намечаемого весной визита Буша в Москву. Но поджимают сроки дальнейших тестов американской НПРО, уже совершенно несовместимых с неугодным для них договором. И в Вашингтоне сделали выбор, ориентируясь исключительно на свои эгоистические интересы и не считаясь с чьими-либо еще, будь то доводы России, союзников или остального мира.
Россия, а с ней и многие другие государства, включая ряд союзников США, совсем не случайно беспокоились за судьбу Договора по ПРО. Относительное спокойствие, с которым встречен "анонс" Вашингтона, - не равнозначно безразличию. Политика и поведение Соединенных Штатов непосредственно затрагивают интересы всего мира.
Вопросов возникает множество. И прежде всего: что будет со стратегической стабильностью? Не вынудит ли форсаж программы НПРО Китай с его всего 20 МБР к массированному наращиванию своих СНВ? Не потянутся ли за ним в этом Индия и Пакистан? К тому же, как ни уверяют в Вашингтоне, что речь идет исключительно об обороне, план НПРО - это программа нового наращивания вооружений, ибо речь идет об оружии.
Встает и вопрос о том, как быть России. Конечно, мы в любом случае - с Договором по ПРО или без него - не можем отгородиться от США. Это было бы концом всякой политики, достойной такого названия. В силу многих причин строить, развивать и сохранять по возможности добрые отношения с США относится к императивам российского поведения в мире независимо от тех или иных поворотов или "сюрпризов" американской администрации.
Последний из них увеличивает наши познания о ее ковбойских манерах. Но не освобождает от активных усилий, направленных на "минимизацию" ущерба для стратегической стабильности и процесса разоружения. А тем более от дальнейшей заботы об архитектуре безопасности XXI века.