100 лет со дня рождения украинского писателя Леонида Смилянского [ Редагувати ]
27 февраля 2004 года исполнятся 100 лет со дня рождения украинского писателя Леонида Смилянского.
Леонид Смилянский пришел в литературу во второй половине 20-х годов ХХ века, сразу присоединившись к идейно-эстетическим платформам ВУСПП и "Молодняка". Итак, писатель не был свободным от тогдашних литературных стереотипов, пробовал выводить "на чистую воду" буржуазных спецов, разоблачал НЭПовцев, художественно осмысливал "реакционную суть мелкособственнической стихии". Все это есть в его первом сборнике рассказов "Новые поселения" (1928). Тогда же писатель начал осваивать "большую" прозу, написав повесть "Машинисты" (1927), посвященную сложным событиям гражданской войны в Украине.
На рубеже 20 - 30-х годов творческим воображением Л. Смилянского полностью овладела идея "жить коммуной". Одна за одной пишутся повести "Мехзавод" (1930), "Периферия" (1933), "Плен" (1934), позднее дописанная и трансформированная в роман "Встречи" (1935).
Вторым "массивом" творчества Л. Смилянского является проза о Великой Отечественной войне. За период с 1941 по 1950 год он посвятил этой теме роман, пять повестей, ряд рассказов и новелл, став едва не самым плодотворным летописцем войны в 40-х годах.
Первые же повести - "Золотые ворота" и "Дума о Кравчихе" (1942) засвидетельствовали, что прозаик выразительного реалистического стиля обратился к лирико-романтической манере письма. В "Золотых воротах" - своеобразном лирическом этюде - более всего привлекает искренность чувств "я - героя", который встал на защиту родного Киева. Но пунктирно очерченные характеры героев, как и "пунктирный" сюжет и очевидная приблизительность фактажа, несколько снижают эстетическую ценность повести. Более целостное впечатление производит "Дума о Кравчихе", выразительная патриотичная идейность которой довольно органически переплетается с народно-песенной символикой, "думностью", что помогло автору создать убедительный образ матери, в котором вмещаются понятие и женщины-матери, и матери-отчизны.
В романе "Євшан-зілля" (1943) прозаик снова возвращается к реалистическому стилю художественного мышления и отображает борьбу народных мстителей в оккупированной Украине. Исследователи справедливо указывали на вторичность некоторых персонажей, чрезмерную беллетризацию изображаемого.
Лишь недавно снято клеймо забвения с повести "Софья", которая была напечатана только в журнальном варианте (Укр. лит. 1944. # 1). В центре внимания автора повести - представители украинской интеллигенции - архитекторы, научные работники, деятели культуры, художники, которые эвакуировалось из Украины за Урал. Одним из могущественных животворных источников в повести выступает национальное самосознание героев, их желание вернуться на родную землю.
Устами Софьи писатель высказывает заветную мечту о том, что после победного завершения войны начнется несравненно лучшая жизнь: "Изменятся наши сердца, в наших взглядах и требованиях к жизни произойдет новое возрождение". Эта мысль-мечта Смилянского была выстраданной, не случайной, так как ее встречаем и в следующей военной повести "Зеленогорский крест" (1945), герой которой командир партизанской группы Григорий Ромашка убежден, что после войны "других людей будет родить земля и все лучших и лучших, будто пшеницу...".
Повесть "Саша" (1950), популярная и до сих пор среди школьников, стала последним произведением писателя о войне.
Третий цикл творчества Смилянского - историко-биографическая проза и драматургия. В отличие от предшествующих двух - рабочего и военного - творился он в разные периоды писательской жизни. Историко-биографическая тема, начиная с повести "Михаил Коцюбинский" (1940), была для писателя определенным отходом од немилосердной современности. Леонида Смилянского привлекли крупнейшие фигуры в украинском писательстве - Шевченко, Франко, Леся Украинка, Коцюбинский. "Вечные огни вершин" - так называл их автор. Характерным для произведений было то, что писатель выбирал для изображения небольшой, но весомый временной отрезок в жизни Украины, дававший возможность показать любого из героев художником и гражданином. Вместе с тем в этих произведениях имеем чрезмерную привознесенность идеологических, политических акцентов в воспроизведении как главных персонажей, так и их окружения, в особенности "либерально-буржуазного".
Лучшим произведением писателя на историко-биографическую тему является роман в двух книгах "Молодость поэта" (кн. І - 1960, кн. II - 1963). Автору посчастливилось органично соединить здесь историческую фактологию с обоснованным и достоверным художественным домыслом.
Леонид Смилянский оставил после себя довольно значительное и неравноценное художественное наследство. Его перу принадлежат и киносценарии, и целый ряд образцов "малой" прозы.