Любой приговор Саддаму Хусейну может привести к окончательному расколу иракцев [ Редагувати ]

Демонстрация первого заседания судебного трибунала над Саддамом Хусейном вызвала неоднозначную реакцию среди иракцев.
По признаниям многочисленных сторонников бывшего иракского лидера, уверенность Саддама в своей правоте и решительность, с какой он отвергал предъявляемые ему обвинения на суде, воодушевили их на активизацию поддержки экс-президента и его окружения.
Арест "отца нации" в подвальной яме удручающе подействовал даже на самых фанатичных его приверженцев. К своему ужасу и стыду в кадрах телевизионной хроники иракцы увидели не "железного Саддама", а безвольного и жалкого старика.
"Теперь мы вновь увидели прежнего Саддама", - говорили на улицах Багдада. "Саддам, мы снова с тобой", - восторженно скандировали участники многочисленных митингов в городах, где преобладает суннитское население. Но в Багдаде в течение одного дня после судебного заседания практически все стены домов, каменные ограды и бетонные заграждения были покрыты начертанными черной краской призывами одинакового содержания: "Смерть Саддаму!".
"Как и многие иракцы, мы желаем, чтобы этот суд был, прежде всего, справедливым, исключающим поспешные решения", - сказал Ийяд Ас-Самарраи, один из руководителей Иракской исламской партии, объединяющей в своих рядах как суннитов, так и шиитов.
Он выразил также надежду, что судебный процесс не выльется в "чисто политическое судилище" над членами партии "Баас". "Приговоры обвиняемым должны быть основаны исключительно на доказательствах их действительного участия в совершении преступлений, а не на пустых обвинениях", - сказал Ас-Самарраи.
Любой приговор Хусейну, тем более - смертный, приведет к серьезным последствиям для Ирака, считает один из членов новой реформаторской баасистской партии "Аль-Ислях", который предпочел не называть свое имя. "Не надо никому забывать, что Саддам, являясь и по сей день законно избранным президентом страны, был насильственно смещен со своего поста в результате преступной агрессии против иракского народа", - сказал он.
"Мне жаль тех людей, кто утверждает, что суд над Саддамом Хусейном, является незаконным", - заявил старший советник иракского министерства юстиции Тара Харб.
Однако его коллега из того же министерства Суад Али сказала, что очень сомневается в целесообразности суда над Хусейном. "Зачем иракскому обществу нужны новые потрясения, которые способны его окончательно расколоть?" - спросила она. - Да и почему судить надо именно Саддама? Скажите мне тогда, кто из предшествующих Саддаму президентов Ирака совершил меньше преступлений перед своим народом?".
Шиит Мунзар Мулла, служащий в полиции в центре Багдада, не скрывает своей радости. "День, когда нашли Саддама в яме, является пока самым счастливым в моей жизни, - рассказывает он. - Я искренне радовался, когда видел тогда животный страх в его глазах".
По словам Муллы, несколько лет назад баасисты арестовали его старшего брата, студента медицинского института. С тех пор о нем ничего не известно. "Я прошу Аллаха, чтобы после казни Саддама тот даровал ему еще несколько жизней, чтобы можно было вновь и вновь казнить его, продлевая тем самым наслаждение от вида корчащегося в предсмертных муках диктатора", - мечтательно произнес на прощанье полицейский.
Преподаватель Багдадского университета Амир Мухаммед считает, что Хусейна нельзя казнить, поскольку такое судебное решение нанесет серьезнейший ущерб единству иракского народа, которое необходимо новому иракскому правительству. Мухаммед считает, что для консолидации иракского общества нужно поскорее забыть прошлое, каким бы тяжелым оно ни было.
Директор молодежной радиостанции "Диджля" Ахмед Ар-Рикаби сказал, что, согласно опросу, проведенному радиостанцией среди 500 человек, 45,5% слушателей высказались за смертную казнь бывшего президента, а 41,0% - за его немедленное освобождение. Около 13% опрошенных выступают за пожизненное заключение Хусейна.